— Какой прок от собаки?
— Она заставляет радоваться жизни. Не так уж плохо, правда?
— Удивительный ребёнок!
— Что заставляет радоваться вас, тётя Полли?
— Не думаю, что это так уж важно — радоваться чему-нибудь.
В фильме «Поллианна», снятом по одноимённому роману американской писательницы Элинор Портер, рассказывается о том, как одиннадцатилетняя девочка научила по-настоящему радоваться жизни свою неприступную одинокую тётю, их диалог мы с вами сейчас слышали, а потом научила искусству радоваться и всех соседей. Режиссёр картины Сара Хардинг сохранила основные сюжетные линии книги, но перенесла действие из США в Англию, что только добавило достоверности и обаяния персонажам, скорее англичанам по духу. В картине занята блестящая плеяда британских актёров — к сожалению, не известных мировому зрителю, но популярных у себя на родине. Так, роль тёти Полли исполнила Аманда Бёртон — яркая ирландская актриса, продюсер и художник, обладательница британской Национальной Телевизионной Премии.
Сюжет фильма «Поллианна» прост, но образ главной героини и её жизненная философия не оставят равнодушными ни взрослого зрителя, ни ребёнка. Поллианна — бедная сирота, однако не унывает. Более того, её оптимизма хватает на целый город. Девочка искренне не понимает, почему тётя и другие взрослые, в большинстве своём ещё не старые и благополучные люди, всё время чем-то недовольны. Каждый из них придумал себе повод, чтобы закрыться от людей и чувствовать себя несчастным. Самой Поллианне для счастья нужно очень мало: свежий воздух и свободное время — чтобы играть и делать добрые дела. Но поначалу в доме тёти она лишена даже этих простых вещей. Окна в особняке всегда закрыты из-за мух, а распорядок дня подчинён жёсткому расписанию.
— Ты должна читать мне вслух в течение часа после завтрака, затем — самостоятельное обучение под строгим контролем, после обеда ты будешь заниматься рукоделием со мной и кулинарией с Нэнси, затем — прогулка, музыка, уборка, ужин и затем в постель.
— А когда я буду просто жить?
— Что?
— Я понимаю, что буду дышать, но дышать и жить — не одно и то же.
В прозвучавших сейчас словах Поллианны нет страха или опасения. У девочки есть секрет, который помогает ей не только с лёгкостью принять непростой характер тёти, но и постепенно преобразить жизнь всех обитателей городка. Покойный отец девочки, сельский священник, успел научить её замечательной Игре в радость. Суть игры в том, чтобы в любой ситуации находить причины для хорошего настроения. Поллианна согревает окружающих душевным теплом и заставляет улыбнуться. Она помогает больным, соединяет судьбы влюблённых, находит отца для беспризорного мальчика. Проходит совсем немного времени, и недовольные и замкнутые соседи превращаются в остроумных, искренних и любящих мужчин и женщин, а их мечты оказываются самыми естественными и светлыми: получить предложение руки и сердца от любимого человека, услышать детский смех в своём доме. По-настоящему объединяет жителей города случившееся с их маленькой подругой несчастье. Когда Поллианну сбивает машина, соседи, наконец, решаются изменить свою жизнь — чтобы обрадовать эту удивительную девочку и хоть немного вернуть ей сделанное для них добро. Ведь она уже при первом знакомстве успела разглядеть в каждом из этих людей доброту, невидимую для окружающих, да и для них самих. Достаточно послушать, как по-разному воспринимают тётю Полли сама девочка и её ровесник, бездомный Джимми.
— А твоя тётя не рассердится, узнав, где ты была?
— Рассердится, но только снаружи.
— Она сердитая насквозь, хоть режь её на куски.
— Неправда! Просто она — как старая монашка.
— Вот это точно!
— Я к тому, что нужно только суметь открыть раковину, а внутри неё — доброта.
Под влиянием племянницы мисс Полли действительно раскрывается и расцветает — и внутренне, и внешне. На смену тёмным нарядам приходят лёгкие светлые платья, в глазах появляется блеск. Однажды Поллианна уговаривает тётю немного отдохнуть от строгой причёски и распустить локоны, и та с удивлением замечает, что всё ещё красива. Но главное, вместе с осознанием собственной красоты к ней возвращается способность чувствовать, сопереживать и жить ради других — не только из чувства долга, но по велению сердца.
Есть фильмы, которые побуждают задуматься. После просмотра «Поллианны» хочется не только думать, но и действовать: открыть окно, выйти на улицу и попытаться показать всем встречным, насколько прекрасен этот мир и они сами.
28 декабря. О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого

Сегодня 28 декабря. Собор крымских святых.
О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого, входящего в сонм святых Крыма — протоиерей Илья Кочуров.
Одним из самых известных святых Крымской земли является священноисповедник Лука, архиепископ города Симферополя. Святитель Лука оказался и исповедником, и великим пастырем, и наставником.
Среди его многочисленных, очень мудрых наставлений есть одно, где священномученик говорит такие слова, что мы должны оказывать милосердие другим людям без пренебрежения к ним, как бы омывая их раны. Это очень мудрое замечание, потому что святитель Лука сам прошёл очень серьёзный путь, когда ему приходилось оказывать милосердие, например, по отношению к красноармейцам, которые над ним же издевались, измывались над ним, высмеивали веру Христову. И он их при всём при этом лечил в госпитале, возвращал буквально к жизни, ставил на ноги и вместо благодарности всё равно получал насмешки, издевательства. Пройдя такой серьёзнейший путь исповедничества, святитель Лука понял, что далеко не всегда сердце человека может быть исполнено такой совершенно искренней любви. И при всём при этом мы должны всё равно подвигать себя к тому, чтобы мы совершали дела любви, как говорил святитель, что если ты не можешь делать большие добрые дела, делай тогда маленькие. Но мы должны делать их всё-таки с почтением и с любовью к тем, кому мы оказываем милосердие, как говорит святитель, омывая их раны.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. О почитании ветхозаветных праведников

Сегодня 28 декабря. Неделя святых праотцев.
О почитании ветхозаветных праведников — священник Стахий Колотвин.
Когда мы готовимся к Рождеству Христову, конечно, мы не имеем возможности ходить при обычной повседневной жизни каждый день в храм на богослужение. Но на воскресную службу, на Малую Пасху, всегда мы выбираемся, и поэтому на богослужениях перед Рождеством Христовым в воскресные дни мы начинаем вспоминать тех людей, которые послужили Рождеству Христову, — ветхозаветных праведников.
Однако не все знают, почему же есть Неделя отцов, а есть Неделя праотцов. На самом деле, это особенности нашего русского перевода. Ведь в древности была единая, очень длинная служба, которая, при дополнении её к обычным воскресным богослужебным текстам, она превращалась в богослужение такой длины, что в монастырях-то, может, кто-то бы и выстоял, а обычный работающий человек не имел такой возможности.
И поэтому эту службу поделили на две части. И часть стали совершать не в воскресенье перед Рождеством, а ещё на одну неделю раньше. Эта служба называлась служба Недели, Неделя та, которая перед Неделей святых отцов. В греческом языке есть артикли, которые помогают понять эту чёткость. А в русские тексты, уже в славянские, как-то перебралось, что Неделя, которая перед отцами, и стали вот загадочные праотцы.
На самом деле, дорогие братья и сёстры, и праотцы, и отцы — это одни и те же люди. Это те святые, которые послужили пришествию Христа в мир, подготовке этого пришествия. Тем не менее, поскольку богослужебные песнопения, поделённые на два воскресенья, всё равно построены в хронологическом порядке, то в это первое воскресенье мы будем вспоминать самых первых ветхозаветных святых, начиная с покаявшегося праотца Адама.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. Об истории кинематографа
Сегодня 28 декабря. Международный день кино.
Об истории кинематографа — протоиерей Игорь Филяновский.
Родоначальниками кино считают братьев Люмьер. Их первый публичный киносеанс прошёл в декабре 1895 года в Париже. В России премьера первого фильма состоялась в 1908 году. Это была лента «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине. Длился первый российский фильм всего 7 минут.
С тех пор кинематограф прошёл большой путь в развитии и претерпел масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного, от плёночного до цифрового. Сложились разные жанры кинематографа: научный, документальный, публицистический, художественный.
В золотой фонд мирового кинематографа вошли ленты наших выдающихся режиссеров: Эйзенштейна, Довженко, Пудовкина, Бондарчука, Тарковского, Рязанова, Данелии, Германа, Хуциева.
Прошедшее столетие убедительно показало, что кино — не только развлечение или передача информации. Кинематограф влияет на многие социальные вопросы, формирует общественное мнение, раскрывает новые художественные горизонты. Лучшие фильмы мирового и нашего отечественного кинематографа наряду с художественными открытиями несут в себе глубокий анализ окружающей жизни, повествуют о духовных поисках современного человека. Именно эти качества и делают кинематограф важной частью культурной жизни всего человечества.
Все выпуски программы Актуальная тема











