
Митрополита Владимира (Богоявленского) часто называли всероссийским архипастырем. Родившийся в Тамбовской губернии, он в разные годы возглавлял Самарскую, Московскую, Санкт-Петербургскую епархии, был экзархом Грузии — и на всяком месте служения оставлял о себе добрую память. Революция 1917 года застала семидесятилетнего святителя на Киевской кафедре.
Октябрьский переворот вызвал нестроения в церковной жизни на Украине. Состоявшийся в Киеве епархиальный съезд клира и мирян образовал самочинное управление и призвал к созданию так называемой «независимой» Украинской Церкви. Митрополит Владимир призывал паству и пастырей препятствовать расколу. В адрес святителя звучали оскорбления и угрозы, однако он непреклонно отстаивал единство Русской Церкви.
Зимой 1918 года в Киеве царили безвластие и хаос, обернувшиеся всплеском преступности. По городу прокатилась волна грабежей, сопровождаемая осквернением монастырей и храмов. Самостийники науськивали уголовников против митрополита Владимира, распространяя слухи о его богатствах. Положение святителя становилось до крайности опасным. Ожидая любых провокаций, он составил духовное завещание на случай внезапной кончины. Свою последнюю Литургию он отслужил в воскресение двадцать первого января, а все последующие дни молился у себя в келье в Киево-Печерской Лавре.
Вечером двадцать пятого января в покои владыки ворвались пять вооружённых солдат. Преступники бесцеремонно обыскивали келью, переворачивая всё вверх дном. Митрополита Владимира душили цепью от панагии, требуя выдать спрятанные капиталы. Однако, личных накоплений у святителя не было. Претерпев неудачу, грабители пришли в ярость. Они вывели владыку из лавры через Всехсвятские ворота за вал Старой Печерской крепости. Митрополит печально оглядел знакомые окрестности, предвидя скорую кончину, и кротко спросил у своих убийц.
— Значит, здесь вы меня хотите расстрелять?
Один из бандитов оскалился.
— А чем плохое место? Давно пора тебя расстрелять, хватит уже церемоний!
— Об одном вас прошу — позвольте мне перед смертью помолиться Богу.
— Валяй, но только быстро!
Митрополит благоговейно осенил себя крестным знамением.
— Господи, прости мои согрешения, вольные и невольные, и приими дух мой с миром.
Затем святитель обеими руками по-архиерейски благословил своих убийц.
— Господь прощает вас и благословляет.
Митрополит ещё не успел опустить рук, как раздались выстрелы. Владыка упал, но бандиты продолжали в него стрелять ещё, и ещё. Наутро прохожие нашли изрешечённое тело владыки, и увидели, что его пальцы застыли в благословляющем жесте.
Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, узнав о смерти Киевского митрополита, сказал: «Судя по-человечески, эта кончина кажется ужасной, но нет ничего напрасного в путях Промысла Божия. И мы глубоко верим, что мученическая кончина владыки Владимира была жертвой во очищение грехов матушки-России».
Митрополит Владимир (Богоявленский) был первым архипастырем, взошедшим на Голгофу, уготованную Русской церкви двадцатым веком. Вслед за ним этот путь прошли тысячи епископов, священников и мирян — святых новомучеников и исповедников.
«Любовь к Богу». Иером. Геннадий (Войтишко), Ия Батаногова, Яна Зотова

В этом выпуске «Клуба частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), супруга священника, многодетная мама Ия Батаногова и музыкант Яна Зотова размышляли о том, что такое любовь к Богу и можно ли научиться этой любви.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Геническ (путешествие по городу)

Фото: PxHere
Геническ расположен на берегу Азовского моря, у основания Арабатской косы, которая дотягивается до Крыма. Эта полоска суши похожа на стрелу. Длина её — более ста километров, а ширина в некоторых местах — менее трехсот метров. Узкая коса и дала название селению — Геническ в переводе с тюркского означает «тонкий». Село было основано в 1784 году по указу Екатерины Второй для добычи соли. Его жителями стали государственные крестьяне, перевезённые из других регионов России. Они не только добывали соль, но и выращивали хлеб, держали скот, ловили рыбу. В годы Крымской войны 1855 года Геническ служил надёжным тылом для русской армии. Он пострадал от обстрелов, но быстро восстановился. В 1904 году здесь построили величественный собор Рождества Богородицы. Он стал символом Геническа, который к тому времени получил статус города. После революции 1917 года храм закрыли. Он долгое время бездействовал, но был возрождён в 1989-ом. И по сей день остается духовным центром Геническа!
Радио ВЕРА в Геническе можно слушать на частоте 103,1 FM
Псалом 18. Богослужебные чтения

Быть может, вы слышали мысль Гильберта Честертона о том, что самый несчастный человек — это атеист: ведь когда он смотрит на великолепие заката, ему некому сказать «спасибо!». 18-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, — и есть одно развёрнутое «спасибо» Богу за восхитительную красоту творения. Давайте послушаем!
Псалом 18.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще мёда и капель сота;
12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
Прозвучавший сейчас псалом очень интересно скомпанован: сначала идёт восхваление Бога через красоту видимого творения, потом резкая смена регистра — и речь уже о красоте Закона, данного Богом человеку, затем ещё одна смена — и уже перед нами — песня о глубине человеческого сердца. И эта композиция — не случайна: псалмопевец словно бы поднимает нас всё выше и выше — переводя при этом наше внимание от внешнего, очевидного, к внутреннему, сокровенному.
Очень интересно и то, как псалмопевец обращает внимание на солнечное светило: оно, словно восторженный жених, каждое утро выходит из своего брачного чертога — и каждый день — не так же, как вчера, а словно бы заново. Честертон в одной из глав своего произведения «Ортодоксия» предлагает такое размышление — которым было бы грех не поделиться: «Солнце встаёт каждое утро. Я не встаю каждое утро; но перемена происходит не из‑за моей активности, а скорее — из‑за моего бездействия. ... Дети ритмично топочут ногами от избытка, а не от недостатка жизни. Потому что они изобилуют жизнью, потому что в них дух яростен и свободен, они хотят повторений — неизменных повторений. Они всегда говорят: „Ещё!“. И взрослый делает это снова, пока почти не сломается. Ведь взрослые недостаточно сильны, чтобы ликовать в однообразии. Но быть может, Бог достаточно силён, чтобы ликовать в однообразии. Возможно, Бог говорит каждое утро: „Ещё!“ солнцу, и каждый вечер: „Ещё!“ луне. Возможно, не сухая необходимость делает все ромашки одинаковыми; возможно, Бог создаёт каждую по отдельности, и никогда не устаёт это делать. Возможно, у Него вечно жажда младенчества; ибо мы согрешили и состарились, а наш Отец моложе нас. Повторение в природе — это не просто повтор, это театральный бис».
Именно такого — словами Честертона — «младенческого ликования» даже в самом, казалось бы, привычном однообразии мне и хотелось бы пожелать всем нам — а настроить нас на такой лад очень хорошо помогает 18-й псалом!