1 Тим., 287 зач., V, 22 - VI, 11.
Глава 5.
22 Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым.
23 Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.
24 Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии.
25 Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут.
Глава 6.
1 Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение.
2 Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай.
3 Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии,
4 тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения.
5 Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.
6 Великое приобретение — быть благочестивым и довольным.
7 Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него.
8 Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.
9 А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу;
10 ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.
11 Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел дает несколько советов своему ученику Тимофею, который возглавлял христианскую общину города Эфес. И начинает он с очень личной рекомендации. Он просит Тимофея впредь употреблять немного вина в качестве лекарства. Откуда такая просьба? В иудейской среде аскетические настроения были очень сильны. Из Священного Писания Ветхого Завета нам известно о существовании так называемого ордена назореев и рехавитов. И первые и вторые давали обет никогда в жизни не притрагиваться не только к вину, но даже не употреблять в пищу ничего из того, что каким-либо образом связано с виноградом. По линии своей матери Тимофей был иудеем и, вполне возможно, что эти настроения были ему не чужды. Вероятно, именно эта строгая аскетическая жизнь и стала причиной болезни его желудка. Поэтому апостол и рекомендует ученику ослабить пост ради здоровья.
Во второй части отрывка он дает несколько важных рекомендаций, как следует организовывать свою духовную жизни и жизнь своих подопечных. И речь здесь идет совсем не о том, чтобы умерщвлять плоть аскетическим подвигом, воздерживаясь от еды и питья. Апостол говорит, что необходимо воздерживаться от осуждения, стараться быть почтительным к своим начальникам, пренебрегать гордостью, превозношением, спорами, завистью, раздорами, злословием, подозрительностью, сребролюбием и другими пороками, которые обременяют человеческую душу и вносят разлад в единство между участниками общины. Христинин с одной стороны должен избегать этих настроений, и вместе с тем заботиться не о том, как бы достичь высоких результатов на пути аскезы, но о том, чтобы развить в себе такие качества, как правдивость, внутреннее благочестие, веру, любовь, терпение и кротость.
Нам также очень важно помнить об этом и особенно в период поста. Любое телесное воздержание, любые аскетические подвиги не могут быть самоцелью. Это всего лишь инструмент, который в некоторых случаях помогает приобрести человеку внутренние добродетели. Однако, если им пользоваться неправильно, чрезмерно, он может навредить нашей душе и нашему телу. Именно исполнение евангельских заповедей является главным содержанием христианской жизни, ведь именно с них начинается преображение нашего сердца.
«Всё это решительно надо терпеть. Не так живи, как хочется, а как Бог велит»
В 1927 году архиепископ Воронежский Пётр Зверев прибыл на Соловки отбывать десятилетний срок заключения. Ссыльный епископат избрал владыку Петра главой соловецкого православного духовенства. Владыка помогал заключённым, возглавлял тайные богослужения. Стремясь уничтожить влияние владыки на узников, власти отправили его на остров Анзер. В январе 1929 года владыка в письме посетовал духовным детям, что шестое Рождество встречает вне дома, не с близкими людьми. Здесь же он написал:
«Всё это решительно надо терпеть. Не так живи, как хочется, а как Бог велит».
Все выпуски программы Слова Святых
«Внутри любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу»
Во второй половине 18 века иеромонах Косма Этолийский проходил духовную подготовку на Святой Горе Афон. Однажды на богослужении он услышал слова Христа о том, что христианин должен заботиться не только о своём спасении, но и о спасении братьев. Эта фраза прозвучала как призыв Божий к действию. Он получил благословение афонских старцев и отправился в Константинополь. Здесь познакомился с патриархом Серафимом Вторым и рассказал ему о своих миссионерских планах. Патриарх одобрил идеи монаха Космы, назначил его главным проповедником Восточной Церкви. Миссионерские путешествия монаха Космы Этолийского продолжались почти двадцать лет. Он побывал в Греции, Малой Азии, странах Балканского полуострова. Боль за непросвещённый народ, забота о ближнем сделали для него просветительское служение смыслом всей жизни. Проповедник Косма говорил:
«Внутри любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу».
Все выпуски программы Слова Святых
«Поэт Николай Старшинов». Сергей Арутюнов
В гостях у Дмитрия Володихина был доцент Литературного института имени Горького Сергей Арутюнов.
Разговор шел о поэте-фронтовика Николае Старшинове, о его удивительной судьбе, об участии в Великой Отечественной войне и о том, как в советские годы он сохранил веру в Бога.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов