Недавно я еще раз наткнулся в сети на слова вроде “я не могу оставаться в Церкви.” - обиды человека относились к нежеланию Церкви ввязаться в политику на той стороне, которую он горячо поддерживает. Что же, давайте попробуем разобраться.
Когда люди говорят о Церкви они часто не понимают друг друга, как будто говорят на разных языках. Действительно, для беседующих слово "Церковь" может означать разные вещи. Для одних Церковь - это общественное объединение, которое отличается от других количественно, числом своих членов, но не качественно. Церковные иерархи - те же общественные лидеры, к их голосу кто-то прислушивается, они могли бы использовать свое влияние в тех или иных целях.
Этот взгляд по умолчанию предполагает определенную картину мира, в которой Бога, на самом деле, нет - есть вера, частные убеждения людей, которые можно как-то использовать, но вот всего того, о чем говорит Церковь - Бога, спасения, вечной жизни или вечного осуждения, нет. Закопают - лопух вырастет, все человеческие цели и устремления могут носить только посюсторонний характер. Миссия Церкви, в этом случае, служить каким-то ценностям, которые люди признают важными - нации, обществу, порядку, демократии, чему угодно еще.
Есть другой взгляд на Церковь. Конечно, и он видит Церковь и как сообщество людей, наших современников, которые живут в своих странах, принадлежат к определенным культурам, имеют те или иные симпатии и антипатии, разделяют какие-то взгляды своих неверующих соседей. Но Церковь ни в коем случае не сводится к этому, как не сводятся к своей земной жизни составляющие ее люди.
Мир сотворен Богом, и именно Бог является целью, смыслом, спасением и оправданием всего творения и каждой человеческой жизни. Цель жизни - обрести вечное спасение, то есть примириться с Богом, раскаявшись в своих грехах, и войти в Его вечное Царство. Бог дарует нам это спасение через Господа нашего Иисуса Христа, который умер за наши грехи и воскрес из мертвых. Христос достигает нас Своим спасением через Церковь, которую Он создал и в которой установил Таинства.
Церковь существует непрерывно со времен Апостолов и сохраняет преемство веры, Таинств, и епископских рукоположений - Христос избрал Апостолов, Апостолы избрали и поставили себе преемников, Епископов, и со времен Апостолов до наших дней, от Иерусалима до любой православной Церкви в любом городе и селе тянется непрерывная цепочка рукоположений. Православная Церковь сохраняет единство - хотя в разных странах существуют поместные Церкви, они признают друг друга, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молитвенно поминает Патриархов других православных церквей, они - поминают его.
Верующий человек видит эту реальность Тела Христова, мистического единства, которое простирается от Апостолов до наших дней, через все века, страны и континенты, нации и государства, и таинственно объединяет его с Господом, Матерью Божией и Святыми. Он с трепетом и благоговением приступает к единому Хлебу Причастия, и не видит во всем мире ничего более драгоценного и важного, чем это единство со Христом и Его верными.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема