Недавно я еще раз наткнулся в сети на слова вроде “я не могу оставаться в Церкви.” - обиды человека относились к нежеланию Церкви ввязаться в политику на той стороне, которую он горячо поддерживает. Что же, давайте попробуем разобраться.
Когда люди говорят о Церкви они часто не понимают друг друга, как будто говорят на разных языках. Действительно, для беседующих слово "Церковь" может означать разные вещи. Для одних Церковь - это общественное объединение, которое отличается от других количественно, числом своих членов, но не качественно. Церковные иерархи - те же общественные лидеры, к их голосу кто-то прислушивается, они могли бы использовать свое влияние в тех или иных целях.
Этот взгляд по умолчанию предполагает определенную картину мира, в которой Бога, на самом деле, нет - есть вера, частные убеждения людей, которые можно как-то использовать, но вот всего того, о чем говорит Церковь - Бога, спасения, вечной жизни или вечного осуждения, нет. Закопают - лопух вырастет, все человеческие цели и устремления могут носить только посюсторонний характер. Миссия Церкви, в этом случае, служить каким-то ценностям, которые люди признают важными - нации, обществу, порядку, демократии, чему угодно еще.
Есть другой взгляд на Церковь. Конечно, и он видит Церковь и как сообщество людей, наших современников, которые живут в своих странах, принадлежат к определенным культурам, имеют те или иные симпатии и антипатии, разделяют какие-то взгляды своих неверующих соседей. Но Церковь ни в коем случае не сводится к этому, как не сводятся к своей земной жизни составляющие ее люди.
Мир сотворен Богом, и именно Бог является целью, смыслом, спасением и оправданием всего творения и каждой человеческой жизни. Цель жизни - обрести вечное спасение, то есть примириться с Богом, раскаявшись в своих грехах, и войти в Его вечное Царство. Бог дарует нам это спасение через Господа нашего Иисуса Христа, который умер за наши грехи и воскрес из мертвых. Христос достигает нас Своим спасением через Церковь, которую Он создал и в которой установил Таинства.
Церковь существует непрерывно со времен Апостолов и сохраняет преемство веры, Таинств, и епископских рукоположений - Христос избрал Апостолов, Апостолы избрали и поставили себе преемников, Епископов, и со времен Апостолов до наших дней, от Иерусалима до любой православной Церкви в любом городе и селе тянется непрерывная цепочка рукоположений. Православная Церковь сохраняет единство - хотя в разных странах существуют поместные Церкви, они признают друг друга, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молитвенно поминает Патриархов других православных церквей, они - поминают его.
Верующий человек видит эту реальность Тела Христова, мистического единства, которое простирается от Апостолов до наших дней, через все века, страны и континенты, нации и государства, и таинственно объединяет его с Господом, Матерью Божией и Святыми. Он с трепетом и благоговением приступает к единому Хлебу Причастия, и не видит во всем мире ничего более драгоценного и важного, чем это единство со Христом и Его верными.
Зонтик

Фото: Piqsels
Еду на работу в переполненном людьми автобусе. Кто-то громко возмущается из-за тесноты, другие поддерживают эту тему. Стараюсь не поддаться ворчливому настроению попутчиков. Смотрю на улицу через стекло салона. Дождь в декабре... Что ж, и такое бывает. В сумке у меня — зонтик, я всегда смотрю перед выходом из дома прогноз погоды.
Громкоговоритель объявляет остановку — моя станция метро, и я с большинством пассажиров выхожу на встречу дождю. Тут и там раздаются щелчки — это зонтики раскрываются над головами людей. Вот совсем рядом у женщины в пальто распустилась в руках бордовая хризантема. Чуть дальше щёлкнул рыжий детский зони — подосиновик, под которым спряталась девочка со школьным ранцем. Открываю свой, и жёлтое солнышко загорается над моей головой. Цвет выбран не случайно, я давно заметила, что вещи жёлтого цвета поднимают настроение. Моё состояние — моя ответственность. Каким бы хмурым ни было небо, всегда можно воспользоваться зонтом, что заботливо укроет тебя от непогоды.
Дороги от автобусной остановки до станции метро как раз хватает, чтобы снова прочесть по памяти молитву Оптинских старцев из утреннего правила. Смысл её слов наполняет спокойствием. Где-то в сердце загорается невидимый согревающий огонёк. Вот и раскрылся мой зонтик от душевных невзгод. Ведь что бы ни случилось, Бог рядом.
Текст Екатерина Миловидова читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе
Запах дерева

Фото: Piqsels
Мой крёстный занимается резьбой по дереву. В детстве мы с братом любили бывать у него в гостях, в деревне, и много времени проводили в его мастерской. Залезали на полку, где сушилось сено и оттуда наблюдали, как обычные доски в руках крёстного превращаются в резные детали, предметы интерьера или в какие-то скульптуры.
Помню этот запах. Сочетание разных пород дерева создавало уникальный аромат, который я больше нигде не встречала. Не встречала до сегодняшнего утра...
Звонок в дверь — посылка. Курьер доставил небольшой деревянный ящик. Отщёлкиваю две металлические застежки и внутри обнаруживаю древесную стружку. И прежде, чем прочитываю имя отправителя, в память вместе с тем самым запахом врываются счастливые воспоминания из детства.
Посылка от крёстного. Стружка — лишь наполнитель. Под ней я обнаружила резную икону святого Спиридона Тримифунтского, на день памяти которого, двадцать пятого декабря, приходится мой день рождения.
Держу её в руках, благоговейно прикладываюсь и мысленно оказываюсь в детстве, на душе становится тихо, уютно...
На обратной стороне иконы читаю надпись: «Небесный покровитель моей любимой крестницы. Святителю, отче Спиридоне, моли Бога о нас».
Текст Клим Палеха читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе
Завершающий рейс

Фото: Piqsels
Мой папа всю жизнь работал дальнобойщиком. Почти полвека за рулём. И вот, настал тот день, точнее утро, когда он отправлялся в свой завершающий рейс. Командировка была на Байкал. И папа неожиданно предложил мне поехать вместе с ним. Я до конца не верила, что это возможно. До отпуска ещё далеко, и мой строгий начальник никогда бы не согласился поменять даты.
«А ты всё-таки попробуй, — настаивал отец за два дня до поездки. — Что невозможно человеку, то возможно Богу. Я помолюсь». И действительно произошло маленькое чудо. Мой начальник внезапно уехал в командировку на две недели, и его заместитель подписал моё заявление об изменении дат отпуска.
И вот оно утро старта! Мороз и солнце. Тёплая и уютная кабина и впереди тысячи километров пути — через города и веси, с постоянно меняющейся картинкой и чувством свободы.
Это было лучшее путешествие в моей жизни. Мы останавливались, где хотели, ели традиционные — для мест, которые проезжали — блюда, созерцали потрясающие виды природы, но главное — мы всё время разговаривали. Шутили, смеялись...
Впервые за многие годы я вновь почувствовала себя ребёнком — папиной дочкой, голова которой не занята насущными вопросами. Я почувствовала, что меня любят той самой любовью, которая никогда не перестаёт. Как и эта дорога: прямая, широкая — будто стрела, разрезающая горизонт.
Текст Клим Палеха читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе











