Во время разного рода конфликтов и препирательств люди часто призывают имя Христово - и это призывание выдает два разных подхода.
Люди могут считать, что Иисус Христос - символ всего хорошего и светлого, гуманистических идеалов нашей цивилизации, или свободолюбивого духа, или ограничения своеволия ради державности, или отвержения державности ради свободы, или еще чего-нибудь такого почтенного и возвышенного. Тогда Его имя можно употреблять также, как и любой другой символ - то есть как угодно.
Восклицая "Христос" человек может иметь в виду что-то вроде "высокие гуманистические ценности, как я их понимаю", или "крепкий, здоровый консерватизм, как я его вижу", или "символ выдающихся достоинств нашего племени". Это как с радугой - хоть библейский символ завета Господа с Ноем, хоть символ других, совсем неблагочестивых вещей, смотря как повернуть - а повернуть можно как угодно.
А если Иисус Христос есть живая Личность, то тут приходится признать, что Его мнение по тем или иным текущим вопросам может не совпадать с моим - причем совсем не потому, что оно совпадает с мнением моих оппонентов, а потому что оно вообще лежит в другой плоскости и для Него важно совсем не то, из-за чего у меня с оппонентами великие препирательства. Тогда приходится сказать "мое убеждение по такому-то вопросу - такое, а какое мнение Господа, мне в точности не известно".
Но это как-то подрывает всю бурю и натиск - оказывается, Высший Судия может относиться к предмету спора не совсем так как я, и это создает некоторую неуверенность в моей абсолютной правоте. А вдруг я неправ? А вдруг Христос не одобряет то, что я сейчас говорю, и, особенно, то как я это говорю?
Если мы уверены в реальности Христа, это делает нас в некоторых отношениях неуверенными. Неуверенными в своей личной правоте или правоте тех, кого мы считаем своими; постоянно открытыми к мысли о том, что нам, возможно, и не следует так поступать. Это сильно подрывает нашу пригодность к борьбе, митингам, и тем более, дракам - тут нужна непрошибаемая уверенность в своей правоте. Как пелось в старой советской песне, "впереди наша цель, впереди! ты в победе меня убеди! чтобы не было страха в душе, на крутом, как судьба, вираже".
Оглядка на Христа делает такую уверенность невозможной. И позвольте сказать, что это хорошо, должно и спасительно. Самые ужасные, погибельные и адские вещи в истории были совершены именно людьми, непоколебимо уверенными в своей правоте.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема