
Для христианина Святая Земля — понятие не только географическое, но и духовное. Ведь здесь берёт начало история человеческого Спасения.
Сегодня мы говорим о праведной жене Тавифе и книге Геннадия Фаста «Исповедь паломника или семь дней на Святой Земле».
Место действия — город Иоппия, ныне — Яффа в Израиле. Время действия — 1 век по Рождестве Христовом.
В 2012 году священник, писатель и богослов Геннадий Фаст — в составе группы русских паломников побывал в Израиле — на Святой Земле.
Итогом этой поездки стала книга «Исповедь паломника или семь дней на Святой Земле». Это и своего рода путеводитель по местам библейских событий, и духовный дневник автора, в котором он делится своими мыслями и переживаниями.
Один из дней паломники провели в столице Израиля — Тель-Авиве, посетив исторический район города — Яффу. Прежнее название Яффы —Иоппия — часто встречается в Библии, этот город был крупным средиземноморским портом Древнего Израиля.
В Яффе сохранилось немало христианских святынь, и протоиерей Геннадий пишет о том, как ему хотелось там побывать.
В окнах автобуса промелькнул храм святого Петра монастыря праведной Тавифы. Там Пётр воскресил Тавифу, ради неё он и оказался в Яффе. Но время нас ограничивает и мы проезжаем мимо. А как хотелось туда! Ведь одну из моих дочерей зовут Тавифа.
После обеда паломникам дали время на отдых, и отец Геннадий со спутником всё же отправились на поиски монастыря святой Тавифы. Их усилия были вознаграждены.
Приехав на место, сотворили молитву, призвали в помощь праведную Тавифу и стали искать подступ к монастырю. После долгих исканий, наконец, через монастырскую ограду видим монахиню. Зовём её, и она отвечает нам по-русски.
Как дивно! Монастырь ведь русский и принадлежит Московскому Патриархату. Матушка Елисавета говорит, что она в нём единственная насельница... Она указывает нам путь к входу и отворяет двери. Радость-то какая! Мы — у святой праведной Тавифы.
Святая праведная Тавифа жила в 1 веке по Рождестве Христовом и принадлежала к христианской общине в ИоппИи. Это была добродетельная и милосердная женщина, которая шила одежду для бедных вдов и сирот.
Случилось так, что Тавифа тяжело заболела. Как раз в то время недалеко от Иоппии, в Лидде, проповедовал апостол Петр. К нему были посланы гонцы с просьбой исцелить Тавифу. Но когда апостол пришел в Иоппию, женщина была уже мертва.
Тогда, как говорится в «Деяниях святых апостолов», Пётр преклонил колена, помолился, и, подойдя к одру, воззвал: «Тавифа, встань!» И она поднялась совершенно здоровой.
Праведную Тавифу, удостоившуюся великого чуда, почитали христиане разных веков.
В 19 веке силами Русской духовной миссии над гробницей праведной Тавифы была устроена часовня, а рядом построен православный храм во имя апостолов Петра и Павла.
Вот как описывает это место протоиерей Геннадий Фаст:
Входим в часовню, молимся, возжигаем свечи, в том числе и привезённые из Енисейска. А потом опускаемся вниз в крипту — фамильную усыпальницу праведной Тавифы, где она погребена со сродниками.
Усыпальница теперь пуста, тел там нет, остались лишь гробные углубления в пещере. Именно в этой пещере ради многих добрых дел, к которым Тавифа спешила как серна, её воскресил святой апостол Пётр.
В Библии сказано, что праведная Тавифа в жизни «делала много добра и помогала бедным» — и её имя сохранилось на века.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема