Когда я увидела в интернете фотографию странички, исписанной круглым детским почерком, у меня перехватило горло. Восьмилетняя Ася из польского города Познань прикрепила этот тетрадный листок на доску объявлений в подъезде своего дома. Девочка приглашала соседей на аукцион. Она выставила на продажу все свои игрушки. Малышка рассчитывала выручить ни много, ни мало, семнадцать миллионов злотых. Именно столько требовалось на лечение её мамы.
Ситуация, в которой оказалась Асина мама, сегодня, к сожалению, не редкость. Молодая одинокая женщина неплохо зарабатывала, пока была полна сил и здоровья. Они с дочкой не бедствовали, но и на чёрный день денег не скопили. А он наступил внезапно — на плановом обследовании прозвучал диагноз, как приговор. Назвали врачи и сумму, которая требуется на операцию — маленькая страховка не покрывала стоимость сложного лечения.
У мамы никогда не было секретов от Аси. Она призналась дочери, отчего целыми днями ходит хмурая, а по ночам плачет. Вот тогда Ася и решила взять ситуацию в свои руки. Составила опись своих девчачьих драгоценностей — семья Барби с кукольным домиком, конструктор Лего, набор «Мой маленький пони», роликовые коньки и платье, как у принцессы. Неужели, если продать всё, что имеешь, не хватит для спасения маминой жизни?
И соседи откликнулись на призыв маленькой девочки. Нет, Асе не пришлось расставаться со своими сокровищами. Взрослые связались с благотворительным фондом, на лечение молодой женщины собрали необходимую сумму. Операция прошла успешно, и жизнь мамы с дочкой уже вернулась в своё привычное русло.
Вот только Асино объявление о продаже игрушек так и осталось в интернете. И мне кажется, что это очень хорошо! Своей готовностью пожертвовать всем маленькая девочка показала взрослым, что деньги не должны быть мерилом благополучия. И путь листок из школьной тетради с надписью: «Внимание! Аукцион!» подольше напоминает об этом.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.