
Молодые годы Петра Полянского протекали радостно и безбедно. Сын священника из Воронежской губернии, он окончил Московскую духовную академию, получил научную степень кандидата богословия, преподавал греческий язык и Закон Божий в духовных училищах. Весёлый, открытый, великодушный характер Петра привлекал людей, у него было много искренних, преданных друзей. Будущий святитель вел целомудренную жизнь и не вступал в брак. Не спешил он принимать и монашеский постриг, считая себя недостойным, хотя этот шаг открывал перспективы стать епископом. Пётр Федорович встретил своё пятидесятилетие в светском звании статского советника и не помышлял о духовной стезе.
И все-таки архипастырский клобук увенчал голову Петра Полянского. В 1920 году, когда по России прошла кровавая волна гонений на Русскую православную церковь, Патриарх Тихон приступил к пятидесятивосьмилетнему Петру Федоровичу с предложением принять монашество, священный сан, а затем стать епископом. Предстоятель знал Полянского как человека глубоко образованного, боголюбивого и честного и надеялся на его помощь в управлении Церковью в непростой исторический момент. Патриаршая просьба прозвучала для Петра как призыв. После разговора со Святейшим он сказал своему брату, священнику Василию: «Как я могу отказаться? Если я откажусь, то буду предателем Церкви. А если соглашусь... Значит, подпишу смертный приговор самому себе»
Эти слова оказались пророческими. Через несколько дней после рукоположения в епископы святителя Петра (Полянского) арестовали и отправили в ссылку в Великий Устюг. Вернувшись из ссылки, владыка Пётр стал митрополитом Крутицким, викарием Московской епархии и ближайшим помощником патриарха Тихона. Незадолго до своей кончины в 1925 году Святейший оставил завещание, в котором назвал митрополита Петра одним из епископов, достойных стать Местоблюстителем патриаршего престола. А когда после похорон патриарха собрался архиерейский собор, то оказалась, что из всех кандидатов на эту высокую должность только Пётр (Полянский) находится на свободе.
Оказавшись во главе Церкви, митрополит Пётр пытался сделать всё для преодоления смуты, спровоцированной так называемыми обновленцами — членами раскольнического движения. Властям, заинтересованным в том, чтобы Церковь находилась в состоянии раскола, такой Местоблюститель был неугоден. 9 декабря 1925 года митрополита Петра (Полянского) арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности. Почти год его держали в одиночной камере, требуя подписать отказ от Местоблюстительства.
— Гражданин Полянский, почему вы настаиваете на том, чтобы оставаться во главе Церкви? В вас говорит честолюбие? Или, может быть, существует материальная заинтересованность в этой должности?
— Нет, лично для меня Местоблюстительство не представляет интереса, наоборот, оно держит меня в оковах гнёта. Но я обязан не уклоняться от исполнения воли патриарха Тихона, избравших меня архиереев, а также верующих, состоящих со мной в молитвенном общении.
— Тогда вы должны прислушиваться к мнению власти, и выстраивать церковную политику в соответствии с нашими пожеланиями.
— Едва ли такое сотрудничество возможно. Революция зиждется на братоубийстве, и Церковь Христова не может разделить это поприще.
За год в тюрьме митрополит Петр превратился в немощного старика, но не изменил своей позиции. Его приговорили к трём годам ссылки под Тобольском, а через несколько месяцев отправили в небольшой поселок за Полярным кругом. Срок ссылки продлевался несколько раз. В августе 1930 года Владыку вновь поместили в тюрьму, в одиночную камеру, без права свиданий и переписки. В течение шести лет митрополит Петр не общался ни с кем, кроме следователей и тюремных работников. Он не дышал свежим воздухом и не видел солнца, заболел цингой, астмой и был частично парализован. Всё это время власти добивались от святителя согласия на сотрудничество или отречения от должности местоблюстителя. Владыка был непреклонен. Его расстреляли в 1937 году, в возрасте семидесяти пяти лет.
Писатель Анатолий Краснов-Левитин, знавший митрополита Петра (Полянского) много лет, так отозвался о нём: «Это был человек настоящей русской складки, жизнерадостный и весёлый, сговорчивый и уступчивый. При этом он оказался самым непоколебимым и стойким иерархом из всех, которых имела русская церковь со времён патриарха Ермогена».
Псалом 96. На струнах Псалтири
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его.
3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема