
Молодые годы Петра Полянского протекали радостно и безбедно. Сын священника из Воронежской губернии, он окончил Московскую духовную академию, получил научную степень кандидата богословия, преподавал греческий язык и Закон Божий в духовных училищах. Весёлый, открытый, великодушный характер Петра привлекал людей, у него было много искренних, преданных друзей. Будущий святитель вел целомудренную жизнь и не вступал в брак. Не спешил он принимать и монашеский постриг, считая себя недостойным, хотя этот шаг открывал перспективы стать епископом. Пётр Федорович встретил своё пятидесятилетие в светском звании статского советника и не помышлял о духовной стезе.
И все-таки архипастырский клобук увенчал голову Петра Полянского. В 1920 году, когда по России прошла кровавая волна гонений на Русскую православную церковь, Патриарх Тихон приступил к пятидесятивосьмилетнему Петру Федоровичу с предложением принять монашество, священный сан, а затем стать епископом. Предстоятель знал Полянского как человека глубоко образованного, боголюбивого и честного и надеялся на его помощь в управлении Церковью в непростой исторический момент. Патриаршая просьба прозвучала для Петра как призыв. После разговора со Святейшим он сказал своему брату, священнику Василию: «Как я могу отказаться? Если я откажусь, то буду предателем Церкви. А если соглашусь... Значит, подпишу смертный приговор самому себе»
Эти слова оказались пророческими. Через несколько дней после рукоположения в епископы святителя Петра (Полянского) арестовали и отправили в ссылку в Великий Устюг. Вернувшись из ссылки, владыка Пётр стал митрополитом Крутицким, викарием Московской епархии и ближайшим помощником патриарха Тихона. Незадолго до своей кончины в 1925 году Святейший оставил завещание, в котором назвал митрополита Петра одним из епископов, достойных стать Местоблюстителем патриаршего престола. А когда после похорон патриарха собрался архиерейский собор, то оказалась, что из всех кандидатов на эту высокую должность только Пётр (Полянский) находится на свободе.
Оказавшись во главе Церкви, митрополит Пётр пытался сделать всё для преодоления смуты, спровоцированной так называемыми обновленцами — членами раскольнического движения. Властям, заинтересованным в том, чтобы Церковь находилась в состоянии раскола, такой Местоблюститель был неугоден. 9 декабря 1925 года митрополита Петра (Полянского) арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности. Почти год его держали в одиночной камере, требуя подписать отказ от Местоблюстительства.
— Гражданин Полянский, почему вы настаиваете на том, чтобы оставаться во главе Церкви? В вас говорит честолюбие? Или, может быть, существует материальная заинтересованность в этой должности?
— Нет, лично для меня Местоблюстительство не представляет интереса, наоборот, оно держит меня в оковах гнёта. Но я обязан не уклоняться от исполнения воли патриарха Тихона, избравших меня архиереев, а также верующих, состоящих со мной в молитвенном общении.
— Тогда вы должны прислушиваться к мнению власти, и выстраивать церковную политику в соответствии с нашими пожеланиями.
— Едва ли такое сотрудничество возможно. Революция зиждется на братоубийстве, и Церковь Христова не может разделить это поприще.
За год в тюрьме митрополит Петр превратился в немощного старика, но не изменил своей позиции. Его приговорили к трём годам ссылки под Тобольском, а через несколько месяцев отправили в небольшой поселок за Полярным кругом. Срок ссылки продлевался несколько раз. В августе 1930 года Владыку вновь поместили в тюрьму, в одиночную камеру, без права свиданий и переписки. В течение шести лет митрополит Петр не общался ни с кем, кроме следователей и тюремных работников. Он не дышал свежим воздухом и не видел солнца, заболел цингой, астмой и был частично парализован. Всё это время власти добивались от святителя согласия на сотрудничество или отречения от должности местоблюстителя. Владыка был непреклонен. Его расстреляли в 1937 году, в возрасте семидесяти пяти лет.
Писатель Анатолий Краснов-Левитин, знавший митрополита Петра (Полянского) много лет, так отозвался о нём: «Это был человек настоящей русской складки, жизнерадостный и весёлый, сговорчивый и уступчивый. При этом он оказался самым непоколебимым и стойким иерархом из всех, которых имела русская церковь со времён патриарха Ермогена».
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Апостол Павел
Флп., 240 зач., II, 5-11

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В церковном богослужении немало повторяющихся песнопений и гимнов. Чтения из Священного Писания то же довольно часто повторяются. Может показаться, что в этих бесконечных повторах есть нечто навязчивое. Но можно размышлять о них и иначе: да, повторений много, однако исполняю ли я то, что слышу? А что, если эти повторы нужны для меня, для того, чтобы я наконец-то услышал и понял слова Церкви и слова Самого Бога?
Сегодня мы празднуем Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В этот день Церковь предлагает обратить наше внимание на прекрасно знакомый всем православным христианам отрывок из 2-й главы Послания апостола Павла к Филиппийцам. Этот отрывок звучит сегодня во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Невозможно не заметить, что только что прозвучавший отрывок ничего не говорит о Божией Матери. Он полностью посвящён Христу, и это неудивительно, ведь и жизнь чествуемой сегодня Пресвятой Девы тоже была безраздельно посвящена Христу, и, вспоминая Ее, мы не можем в своём воспоминании не делать акцент на Том, Кого Она любила — на Её Сыне.
Однако, есть одна проблема. Церковь решила, что, говоря о Божией Матери, разумнее всего будет говорить не просто о Её Сыне, а о Его смирении. Для нас это странно: во-первых, праздник — это, как будто бы, не самое лучшее время, чтобы размышлять о смирении, а во-вторых, разве мы не можем сказать о Воплощённом Боге нечто иное? Разве мало у нас дней, в которые мы вспоминаем Крест Христов и неразрывно связанное с ним смирение Сына Божия?
На второй из этих двух вопросов ответ прост: нет, не достаточно, ведь если бы было достаточно, то мы — чада Церкви — уже давно бы обрели «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе», и не стали бы ни завидовать друг другу, ни биться за обладание благами тленного мира, мы не боялись бы нищеты, мы не обижались бы на оскорбления и не стремились мстить, мы во многом были бы подобны Пресвятой Деве. Увы, но мы не таковы, а потому нам требуется напоминать вновь и вновь.
Почему же сделан акцент на смирении Христа?
Его смирение — это, пожалуй, самое непостижимое чудо из всех возможных чудес. Мы по себе знаем, как бывает сложно попросить прощения даже в том случае, если наша вина известна и нам, и всем окружающим. Почти невозможно попросить прощения, если мы объективно не виноваты. Беспредельно сложно ставить себя на последнее место. Почти невозможно не думать о самом себе. Церковь вновь и вновь напоминает: путь возвеличивания самого себя — это тупиковый путь. Христос победил ад, пройдя по противоположному пути — Он смирил Себя не только став человеком, Его смирение простёрлось дальше: будучи человеком, Он предал Себя в руки других людей, Он отказался от сопротивления ради того, чтобы «Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени». Христос, смирившись, обрёл то величие, которое дают не люди, а Сам Бог. Божия Матерь сумела уподобиться в этом Своему Сыну, и Она обрела истинное величие. Церковь призывает нас последовать этому примеру, и получить вместо тленной славы нетленную радость Христова Царства. Пусть же Божия Матерь поможет всем нам на этом пути!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Успение Пресвятой Богородицы». Протоиерей Павел Карташёв

У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Накануне дня Успения Пресвятой Богородицы мы говорили об истории и смыслах этого события.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, приуроченных ко дню Успения Пресвятой Богородицы.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена отношению к ограниченности земной жизни в Ветхом Завете.
Вторая беседа с протоиереем Дионисием Лобовым была посвящена христианскому отношению к уходу близких из земной жизни.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Блаженная Матрона Анемнясевская». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о непростой, но удивительной судьбе блаженной Матроны Анемнясевской, которая еще при жизни своими молитвами помогала людям и считалась святой, за что была арестована советскими властями, при том, что была слепой и не могла самостоятельно передвигаться.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер