
— Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства, — сказал Господь Иисус Христос, увидев идущего к Нему Нафанаиала, сына Фоломея, или, по-еврейски, Вар-фоломея. Нафанаил действительно был бесхитростным, и он осознавал это. Слова Господа его изумили, ведь Христос никогда не был с ним знаком.
— Откуда Ты меня знаешь? — спросил он.
— Я видел тебя, когда ты был под смоковницей, — ответил Иисус. Что-то произошло под смоковницей такое, что заставило сына Фоломея сейчас же назвать Иисуса из Назарета Сыном Божиим и Царем Израиля. С тех пор Нафанаил или Варфоломей стал одним из двенадцати учеников Господа.
После Вознесения Господня апостол Варфоломей некоторое время проповедовал в Иерусалиме и Иудее. Затем он отправился в Малую Азию и там встретил своего друга апостола Филиппа. Вместе они несли благую весть о Христе жителям малоазийских областей Лидии, Мизии и Фригии.
В городе Иераполе их арестовали, пытали и распяли. Однако начавшееся землетрясение образумило жителей города, и они бросились освобождать распятых. Варфоломея удалось спасти, а Филипп предал свою душу Господу.
После похорон друга апостол Варфоломей крестил всех уверовавших во Христа и отправился в Индию. Проповедь его была успешна. Кроме того, апостол перевел для индусов евангелие от Матфея.
Из Индии Варфоломей пошел в Великую Армению. Дочь местного царя Полония была одержима злым духом. апостол исцелил ее, и царь пожелал отблагодарить его по-царски — караваном верблюдов с золотом, серебром и ценными вещами. Однако апостол вернул дары царю, сказав, что его волнуют не земные сокровища, а приобретенные для Бога души. Выслушав проповедь Варфоломея, царь крестился со всей семьей и позволил апостолу проповедовать на своей территории.
Святой Варфоломей сеял слово Божие, и вскоре жители десяти городов Великой Армении приняли Крещение. Это возмутило языческих жрецов, и они настроили против Варфоломея царского брата Астиага. Пользуясь отсутствием царя, он тайно похитил апостола, отвез его в город Албаку (ныне известный как Баку — столица Азербайджана). Там верного ученика Христова пытали, распяли вниз головой и содрали с него кожу.
Апостол Варфоломей радовался, что страдает за Господа и с креста продолжал проповедовать и поучать язычников. За это ему отрубили голову. Честные мощи апостола Варфоломея исцеляли многих людей, и они обращались ко Христу. Из Албаку мощи святого перенесли в византийский город Дар, и потом не раз они перемещались из одного места в другое, пока не упокоились в Риме.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица