
— Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства, — сказал Господь Иисус Христос, увидев идущего к Нему Нафанаиала, сына Фоломея, или, по-еврейски, Вар-фоломея. Нафанаил действительно был бесхитростным, и он осознавал это. Слова Господа его изумили, ведь Христос никогда не был с ним знаком.
— Откуда Ты меня знаешь? — спросил он.
— Я видел тебя, когда ты был под смоковницей, — ответил Иисус. Что-то произошло под смоковницей такое, что заставило сына Фоломея сейчас же назвать Иисуса из Назарета Сыном Божиим и Царем Израиля. С тех пор Нафанаил или Варфоломей стал одним из двенадцати учеников Господа.
После Вознесения Господня апостол Варфоломей некоторое время проповедовал в Иерусалиме и Иудее. Затем он отправился в Малую Азию и там встретил своего друга апостола Филиппа. Вместе они несли благую весть о Христе жителям малоазийских областей Лидии, Мизии и Фригии.
В городе Иераполе их арестовали, пытали и распяли. Однако начавшееся землетрясение образумило жителей города, и они бросились освобождать распятых. Варфоломея удалось спасти, а Филипп предал свою душу Господу.
После похорон друга апостол Варфоломей крестил всех уверовавших во Христа и отправился в Индию. Проповедь его была успешна. Кроме того, апостол перевел для индусов евангелие от Матфея.
Из Индии Варфоломей пошел в Великую Армению. Дочь местного царя Полония была одержима злым духом. апостол исцелил ее, и царь пожелал отблагодарить его по-царски — караваном верблюдов с золотом, серебром и ценными вещами. Однако апостол вернул дары царю, сказав, что его волнуют не земные сокровища, а приобретенные для Бога души. Выслушав проповедь Варфоломея, царь крестился со всей семьей и позволил апостолу проповедовать на своей территории.
Святой Варфоломей сеял слово Божие, и вскоре жители десяти городов Великой Армении приняли Крещение. Это возмутило языческих жрецов, и они настроили против Варфоломея царского брата Астиага. Пользуясь отсутствием царя, он тайно похитил апостола, отвез его в город Албаку (ныне известный как Баку — столица Азербайджана). Там верного ученика Христова пытали, распяли вниз головой и содрали с него кожу.
Апостол Варфоломей радовался, что страдает за Господа и с креста продолжал проповедовать и поучать язычников. За это ему отрубили голову. Честные мощи апостола Варфоломея исцеляли многих людей, и они обращались ко Христу. Из Албаку мощи святого перенесли в византийский город Дар, и потом не раз они перемещались из одного места в другое, пока не упокоились в Риме.
Псалом 130. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Читая Библию, складывая слова в предложения, а предложения в тексты, современный человек обычно думает, что всё более-менее понимает. Однако внимательный читатель Священного Писания знает, что сколько бы ни было важно понимание отдельных слов, есть вещь не менее важная и она касается самого библейского мировоззрения, которое для многих, даже читающих библейские тексты, остаётся сегодня загадкой. Очень ёмко и вместе с тем глубоко это мировоззрение раскрывается в 130-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 130.
Песнь восхождения. Давида.
1 Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Многие из тех, кто начинал читать Евангелие от Матфея, не выдерживали перечисления имён, с которого начинается текст и просто откладывали его в сторону. Кто такие Авраам, Исаак и Иаков, человек европейской культуры может быть ещё и помнит, но кто такие Вооз, Салмон, Озия и другие... понять бывает трудно, даже обратившись к библейской энциклопедии. Но эта сложность на самом деле не самая серьёзная, потому что, как во всякой большой истории, в Ветхом Завете огромное число героев и событий, и их взаимосвязи бывает трудно запомнить. С таким подходом можно посчитать сложным мир любого крупного литературного произведения, в котором будут и архаизмы, и несостыковки, и даже, возможно, разные описания одного и того же события, внешне противоречащие друг другу. Однако на самом деле гораздо сложнее для человека всегда было и остаётся соблюдение библейских заповедей, ведь против них бывает настроен не только сомневающийся разум, против них бунтуют чувства, восстаёт тело. Причём, если в древности люди были религиозны и при всех ошибках язычества знали, что над ними есть высшие силы, от которых в итоге зависит их жизнь, сегодня именно об этом люди практически не вспоминают.
130-й псалом, который мы сегодня услышали, начинается с очень важных слов, в которых Давид выражает своё смирение перед Богом. Обращаясь ко Творцу, он говорит, что его сердце не надмевалось, то есть внутренне в глубине души он не кичился, не был высокомерен, не относился ни к кому свысока. Подобным образом он вёл себя и внешне, его взгляд не бывал высокомерен. Самое же главное, что он был смиренным не только перед людьми, но перед Богом. Он выражает это очень интересно, говоря, что не входил в великое и для него не досягаемое. И дело не в познании огромного по размерам космоса или недосягаемых для него глубин морей, но в тайнах Божьего промысла, которые Давид не берётся исследовать. Он прекрасно знает, что он лишь человек, который не сможет всего постичь, и его настрой радикально отличается от того, какой через сотни лет выразит Максим Горький, написав «человек — это звучит гордо».
Собственно, главное отличие мировоззрения Давида, как человека, живущего в завете с Богом, от мировоззрения современных людей, живущих уверенностью в своих силах, заключается именно в этом — псалмопевец чувствует себя перед Богом, как ребёнок на руках у матери, а современный человек чувствует себя взрослым, сильным и самостоятельным, не нуждающимся в подачках. Давид смиряется, тоскует без Бога и уповает на Него. Причём уповает не только сам, но призывает уповать на Господа весь народ. И в этом уповании можно видеть главную особенность ветхозаветной религии, потому что, начиная с исхода из земли Египетской, в жизни еврейского народа всё время присутствовал Творец, на которого иудеи учились полагаться. Благодаря Ему они перешли по морскому дну, как посуху, если манну небесную в пустыне и пили воду! Современный человек уверен, что сам всего достиг и достигнет ещё большего. На самом же деле без Бога все мы достигаем только одного — смерти, в то время как с Ним — жизни вечной.
Псалом 130. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 130. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 130. На струнах Псалтири
1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема