
Прочитав и перечитав книгу рассказов протоиерея Павла Великанова «Самый Главный Господин», выпущенную в 2018-м году издательством «Никея» в серии «Светлая проза», — я крепко задумался: что же взять для моей «Закладки» из более чем сотни этих поучительных документально-художественных произведений?
В предисловии к сборнику отца Павла писательница Майя Кучерская просто и точно заметила, что жизнь для автора — это (цитирую) «...книга притч, которую он пытается разгадать с помощью христианской системы ценностей в православном изводе. На встречи, путешествия, попутчиков, испытания, россыпь грибов лисичек в лесу он смотрит именно сквозь эту призму...» Конец цитаты.
Конечно же, это так. Но что выбрать именно сейчас — из полюбившейся книги рассказов, — многие из которых повергли меня в долгие размышления; другие — подарили добрую понимающую улыбку, а над страницей одного я и заплакал (это о «Непостыдной кончине», о том, как супруги прощались и прощали друг друга, о живом присутствии Бога при разлучении души с телом).
Один мой друг и единомышленник, тоже прочитавший сборник «Самый Главный Господин», — посоветовал взять автобиографический, скорее всего, рассказ «Медовый бочок» — об излишней самоуверенности. На первый взгляд, очень простую историю.
Итак, герой рассказа наконец-то обзавёлся хорошим автомобилем и повез многодетную семью купаться. Паркуясь у водоёма, где стояла всего одна машина, он решил показать своим родным класс вождения и врезался в другой припаркованный автомобиль. Вот — финал рассказа. Читает протоиерей Павел Великанов:
«...Я лихорадочно прикидываю, во сколько мне обойдется наше так и не состоявшееся купание. Настроение у всех никакое, в воду лезть никому уже неохота. Дальнейшая история понятна: многочасовое ожидание ДПС, протоколы ДТП, освидетельствование — уж не пьян ли водитель, едкие усмешки гаишников и рекомендация повесить табличку „путаю педали!“...
Уже сильно затемно возвращаясь домой, до боли вглядываясь в чуть подсвеченную одной уцелевшей фарой дорогу, вдруг вспоминаю случай из патерика — когда лежащему на смертном одре старцу Сисою ученики задают вопрос: „Отче, неужели и ты боишься умирать?“ А старец отвечает: „Не знаю, братья, положил ли я хоть начало покаянию!“
Насчет покаяния — тема отдельная, а вот к чему приводит излишняя самоуверенность, когда до финиша осталось совсем чуть-чуть, мне запомнилось надолго».
Окончание рассказа «Медовый бочок» из книги «Самый Главный Господин» нам читал его автор — протоиерей Павел Великанов.
«...Вдруг вспоминаю случай из патерика» (то есть из книги изречений и житий святых отцов), и «отдельная тема» (о покаянии) — вот что показалось мне особенно драгоценным. То есть — то, что словно мерцает «за кадром» вроде бы простого рассказа, — степень автобиографичности которого для меня не столь уж важна.
Эту книгу можно прочитать по-разному. Кто-то в ней увидит едва ли не подробную исповедь автора. Кто-то — сплошные небылицы и фантазии. Соглашусь со всеми. Где заканчивается реальная история и начинается нечто иное — об этом автор никому не расскажет. Но то, что практически всё описанное или так и было, или могло быть — а, возможно, где-то именно так и случилось — пусть не вызывает никаких сомнений. Для меня работа над этими текстами была новым, неожиданно радостным опытом вглядывания, всматривания в обычную жизнь как бы чуть сверху — и со стороны...»
Спасибо протоиерею Павлу Великанову, который почитал для нашей «Закладки» из своего сборника рассказов «Самый Главный Господин».
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема