
Прочитав и перечитав книгу рассказов протоиерея Павла Великанова «Самый Главный Господин», выпущенную в 2018-м году издательством «Никея» в серии «Светлая проза», — я крепко задумался: что же взять для моей «Закладки» из более чем сотни этих поучительных документально-художественных произведений?
В предисловии к сборнику отца Павла писательница Майя Кучерская просто и точно заметила, что жизнь для автора — это (цитирую) «...книга притч, которую он пытается разгадать с помощью христианской системы ценностей в православном изводе. На встречи, путешествия, попутчиков, испытания, россыпь грибов лисичек в лесу он смотрит именно сквозь эту призму...» Конец цитаты.
Конечно же, это так. Но что выбрать именно сейчас — из полюбившейся книги рассказов, — многие из которых повергли меня в долгие размышления; другие — подарили добрую понимающую улыбку, а над страницей одного я и заплакал (это о «Непостыдной кончине», о том, как супруги прощались и прощали друг друга, о живом присутствии Бога при разлучении души с телом).
Один мой друг и единомышленник, тоже прочитавший сборник «Самый Главный Господин», — посоветовал взять автобиографический, скорее всего, рассказ «Медовый бочок» — об излишней самоуверенности. На первый взгляд, очень простую историю.
Итак, герой рассказа наконец-то обзавёлся хорошим автомобилем и повез многодетную семью купаться. Паркуясь у водоёма, где стояла всего одна машина, он решил показать своим родным класс вождения и врезался в другой припаркованный автомобиль. Вот — финал рассказа. Читает протоиерей Павел Великанов:
«...Я лихорадочно прикидываю, во сколько мне обойдется наше так и не состоявшееся купание. Настроение у всех никакое, в воду лезть никому уже неохота. Дальнейшая история понятна: многочасовое ожидание ДПС, протоколы ДТП, освидетельствование — уж не пьян ли водитель, едкие усмешки гаишников и рекомендация повесить табличку „путаю педали!“...
Уже сильно затемно возвращаясь домой, до боли вглядываясь в чуть подсвеченную одной уцелевшей фарой дорогу, вдруг вспоминаю случай из патерика — когда лежащему на смертном одре старцу Сисою ученики задают вопрос: „Отче, неужели и ты боишься умирать?“ А старец отвечает: „Не знаю, братья, положил ли я хоть начало покаянию!“
Насчет покаяния — тема отдельная, а вот к чему приводит излишняя самоуверенность, когда до финиша осталось совсем чуть-чуть, мне запомнилось надолго».
Окончание рассказа «Медовый бочок» из книги «Самый Главный Господин» нам читал его автор — протоиерей Павел Великанов.
«...Вдруг вспоминаю случай из патерика» (то есть из книги изречений и житий святых отцов), и «отдельная тема» (о покаянии) — вот что показалось мне особенно драгоценным. То есть — то, что словно мерцает «за кадром» вроде бы простого рассказа, — степень автобиографичности которого для меня не столь уж важна.
Эту книгу можно прочитать по-разному. Кто-то в ней увидит едва ли не подробную исповедь автора. Кто-то — сплошные небылицы и фантазии. Соглашусь со всеми. Где заканчивается реальная история и начинается нечто иное — об этом автор никому не расскажет. Но то, что практически всё описанное или так и было, или могло быть — а, возможно, где-то именно так и случилось — пусть не вызывает никаких сомнений. Для меня работа над этими текстами была новым, неожиданно радостным опытом вглядывания, всматривания в обычную жизнь как бы чуть сверху — и со стороны...»
Спасибо протоиерею Павлу Великанову, который почитал для нашей «Закладки» из своего сборника рассказов «Самый Главный Господин».
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема