В 1888-ом году в Москве появился первый в России магазин лаковой миниатюры. Его владельцем был фабрикант Николай Лукутин. Успешный предприниматель, Николай Александрович считал, что у него как у христианина большие обязательства перед обществом и он должен делиться с людьми своим богатством. Потому Лукутин и не жалел средств на благоустройство Москвы и на пользу москвичей.
Начало зарождению народного промысла — лаковой миниатюры — положил ещё дед Николая Лукутина. Он открыл в Подмосковье фабрику, на которой выпускали подносы, стаканы, тарелки, шкатулки с наклеенными на них прелестными гравюрками. Продукция купцов Лукутиных пользовалась необыкновенным спросом не только в России, но и в Европе.
Николай не собирался посвящать свою жизнь фабрике. Он хотел стать военным и в 1877-ом году участвовал в русско-турецкой войне, с которой вернулся, имея немало орденов. Но семейным бизнесом всё-таки пришлось заняться: умер брат, который должен был унаследовать фабрику. Встав во главе предприятия, новый хозяин начал улучшать бытовые условия рабочих. Выстроил для них дом, обеспечивал за свой счёт дровами и керосином, выделил участки под огороды, давал своих лошадей для обработки земли.
Лукутин любил Москву и за свою короткую жизнь успел многое для неё сделать. В те годы в городе появилось Елизаветинское благотворительное общество — оно занималось открытием детских яслей и приютов. Лукутин вошёл в организацию и встал во главе Александровского приюта для незрячих детей. Сотрудники этого заведения писали о своём начальнике: «Во всё время своего попечительства Николай Александрович не возмутил, не омрачил ни на единое мгновение душу слепца, а это о, как много значит! И это призреваемый глубоко чувствует и ценит».
Кроме того, Лукутин стал председателем Совета глазной больницы, десять лет финансово поддерживал эту клинику и был старостой больничной церкви. Денег на оборудование и содержание пациентов было нужно много. Николай Александрович привлёк в качестве благотворителей богатых людей. На свои средства и на частные пожертвования он обустроил операционную, создал лабораторию, сделал ремонт церкви. Её настоятель священник Александр Покровский говорил: «За годы его работы Совет больницы пополнился многими новыми членами, желавшими работать на пользу её под руководством столь симпатичного Председателя».
Добрая слава о Лукутине шла по всей Москве. В один прекрасный день в его доме появился режиссёр Станиславский. Это было время, когда Константин Сергеевич создавал Художественный театр и остро нуждался в деньгах для осуществления своего проекта. Станиславский обратился за финансовой помощью к Лукутину. И Николай Александрович поверил в идею нового общедоступного театра, вошёл в Товарищество по его учреждению и не пожалел денег на создание знаменитого впоследствии МХАТа.
Впечатляющий список добрый деяний Лукутина увенчала выставка изделий старины. Николай Александрович организовал её в пользу нового детского приюта. Экспонаты для выставки благотворитель собирал по частным коллекциям, уговаривая владельцев раритетов помочь сиротам. Успех у экспозиции был шумный, деньги Лукутин передал учредителям приюта.
В 1902-ом году, накануне своего пятидесятилетия, Николай Александрович скончался. В посвящённому ему некрологе было написано: «Лукутин не принадлежал к числу честолюбивых людей и если оказывал благодеяние, то делал это так, что правая рука не знала, что делает левая. В нём родные потеряли друга, знакомые — доброго приятеля, а нуждающиеся — отца и благодетеля».
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.