Оптинский старец ХХ века игумен Никон (Воробьёв) говорил о том, что Бог не может желать человеку зла, поскольку Он есть Любовь. А значит, всё, что случается с нами — и радости, и скорби — Господь посылает ради блага, просто мы не всегда способны это увидеть и понять. Можно ли научиться воспринимать собственную жизнь не как хаотичную череду чёрных и белых полос, а как место действия непостижимого Божьего промысла? В этом нам готовы помочь отцы церкви — великие святые, старцы, подвижники смирения и благочестия. Их духовное наследие содержит ответы на самые острые и насущные вопросы. Не случайно многие из их наставлений адресованы именно мирянам — людям, которые живут среди повседневной суеты, часто теряют в этой обыденности духовную опору и остро нуждаются в мудром совете. Сборник таких советов и поучений вышел в издательстве Сестричества святителя Игнатия Ставропольского. Книга называется «Душевный лекарь. Святые отцы — мирянам».
Как общаться с людьми? Как избегать конфликтов и вести себя, если они всё-таки происходят? Как взаимодействовать с подчинёнными? Как проявить свои таланты? Как относиться к деньгам, строить отношения в семье, воспитывать детей, заботиться о родителях? На эти и многие другие вопросы, с которыми мы сталкиваемся в жизни буквально каждый день, отвечают святители Иоанн Златоуст, Тихон Задонский, Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник; преподобный Серафим Саровский, оптинские и афонские старцы, святой праведный Иоанн Кронштадтский и ещё несколько десятков древних и современных духовных авторитетов. Разумеется, в сборник вошли и цитаты из Священного писания, а ещё — народная мудрость: пословицы и поговорки. Известно, что ими часто пользовались в своих поучениях некоторые старцы. Так, пословицы очень любил преподобный Амвросий Оптинский.
В одной из них, к примеру, говорится: «Всяк про себя, а Господь — про всех». Действительно, мудрые советы, собранные в книге «Душевный лекарь» вселяют уверенность в том, что Бог всегда незримо присутствует рядом с каждым из нас, и с любовью направляет. Святые отцы своими наставлениями помогают почувствовать Его руку в нашей жизни.
Бесплодная смоковница
В Великий понедельник на богослужении читается отрывок из Евангелия о бесплодной смоковнице.
Это случилось утром, в Великий Понедельник. Христос с учениками направлялся в Иерусалим. По дороге он увидел смоковницу, так раньше называли фиговое дерево, инжир. Иисус попытался найти среди листьев плоды, но когда ничего не обнаружил, то сказал дереву: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». И смоковница тотчас засохла.
Апостолы удивились чуду. Тогда Иисус ответил ученикам: «если будете иметь веру и не усомнитесь,.. если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите».
В то время глубокий разговор обычно вёлся на языке притч, иносказаний. История со смоковницей — это тоже своего рода притча. Евангелист Марк особо отмечает — в это время года инжир не плодоносил, было слишком рано, поэтому очевидно, что Христос не в буквальном смысле ждал от дерева плодов. Что же символизирует эта история, помимо сказанного прямо — что истинная вера способна творить чудеса?
Есть ещё одна притча о смоковнице, Христос рассказывал её ученикам примерно за полгода до Своей последней Пасхи.
«Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу; и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю: «вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее: на что она землю занимает?» Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее... : не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее».
Это иносказание было вполне понятно современникам Иисуса. С ветхозаветных времён символы Израиля — виноград и смоковница. Очевидно, что хозяин виноградника — Бог-Отец, виноградарь — Сын Божий. Богоизбранному народу было дано откровение о приходе Спасителя. Три года как сбылись пророчества и к народу Израиля вышел с проповедью долгожданный Мессия. Но люди ждали избавления от власти язычников, Рима, а не избавления от власти греха. Большинство не узнало и не приняло Христа, его проповедь о покаянии и спасении. Плод от смоковницы так и не вызрел.
На пороге крестных страданий, Спаситель каждый день оплакивал судьбу Израиля. Но люди сами вольны делать свой выбор. Христос на примере иссохшей смоковницы показал, к чему этот выбор может привести. Этот случай называют «проклятием смоковницы», но в этом проклятии не было злости, ярости. Господь стремился предотвратить надвигающуюся трагедию.
Но история бесплодной смоковницы — не только пророчество о судьбах Израиля. Сын Божий обращается ко всем нам: а где плоды вашей веры? Что скрывается за словами о любви к ближнему, о деятельном раскаянии, об исправлении своей жизни? Ведь теперь вся Церковь Христова, все мы — это то древо, которое пестует Господь.
29 апреля. О вере и молитве
В 21-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите».
О вере и молитве, — священник Максим Пустовый.
29 апреля. О богослужениях недели
Сегодня 29 апреля. Начало страстной седмицы.
О богослужениях недели, — протоиерей Андрей Ефанов.