Здравствуйте! У микрофона Анна Шепелёва.
Святитель Феофан Затворник однажды сказал: вся тайна семейной жизни состоит в том, чтобы спустя 25 лет после свадьбы любить своего супруга так же, как в день венчания. Но что значит – любить? Что такое любовь? Как её найти? Как сохранить? Существует ли пресловутая "формула любви", или это чувство – Божественный дар, неподвластный земному разуму? На столь тонкую и животрепещущую тему решили поговорить священнослужители – участники известного интернет-проекта "Батюшка онлайн". Протоиерей Владимир Воробьёв, священники Илья Шугаев, Павел Островский и многие другие на протяжении долгого времени отвечали на вопросы о любви, которые на сайте проекта задавали интернет-пользователи. В издательстве ЭКСМО решили на основе этого материала выпустить книгу, которая называется "Любовь. Вопросы о главном".
В предисловии к изданию отмечается, что сборник рассчитан на широкую возрастную читательскую аудиторию. Юношам и девушкам он поможет выбрать верный курс на будущее, а людям старшего поколения – с пониманием отнестись к молодым. Книга подойдёт и одиноким, и семейным; и влюблённым, и тем, чья любовь, кажется, остыла. В книге нас ждёт доверительный, честный диалог и ответы на очень важные вопросы, которые наверняка волнуют многих читателей.
Чем любовь отличается от влюблённости? Как строить общение жениху и невесте? Как найти жену или мужа, и правду ли говорят, что "ревнует – значит, любит"? Священники дают доходчивые и исчерпывающие ответы, обращаясь и к своему личному опыту, и к духовным авторитетам – святым, подвижникам благочестия, и, разумеется, к Священному Писанию. И, пожалуй, чаще всего цитируется в книге знаменитый евангельский гимн любви из Первого послания апостола Павла к Коринфянам, где говорится о том, что любовь долготерпит, милосердствует… всему верит, всего надеется, всё переносит… никогда не перестаёт. По мнению священников, в этих словах апостола уже содержатся все ответы. Остальное, так или иначе – лишь более подробная расшифровка, прикладные знания. Так, например, отвечая на вопрос одной из читательниц, священник Пётр Гурьянов из Димитровграда замечает, что отличить подлинную любовь от привязанности, основанной на мимолётной страсти, не так уж сложно. Привязанность требует жертвы от других. Любовь же наполнена самопожертвованием. И если мы говорим "любовь прошла", то это значит, что она и не приходила.
Обсуждают священники и житейские вопросы. Например, как выбирать невесту – по любви или по расчёту? И чьё мнение в вопросе выбора супруга стоит учитывать? Иерей Максим Куриленко из Чебоксар отвечает словами святителя Иоанн Златоуста: когда намереваешься взять жену… скажи Богу: «Кого Ты хочешь, того и определи мне Своим Промыслом»; поручи Богу это дело, и Он наградит тебя.
Одна из самых насущных тем в книге "Любовь. Вопросы о главном" – как же научиться любить? И здесь священники единодушны: нужно непрестанно молить об этом Бога, стараться жить по-христиански, по совести, по Евангелию. И тогда на самый главный вопрос обязательно прозвучит единственно верный ответ.
С вами была программа "Литературный навигатор" и её ведущая Анна Шепелёва. Держитесь правильного литературного курса!
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.