
Часы над камином пробили полдень, когда известный нефтепромышленник Лев Константинович Зубалов вернулся с утренних торгов на московской бирже в свой особняк у Красных Ворот. В просторном холле он поставил к стене трость, повесил на крючок фетровую шляпу. Кладя на коридорный столик свои лайковые перчатки, Лев Константинович увидел, что на круглом серебряном подносе для корреспонденции лежит письмо. Зубалов поднял его и повертел в руках — конверт небольшой, порядком измятый. Адресован лично в руки. Без подписи и почтовых оттисков.
У себя в кабинете Лев Константинович открыл конверт и с любопытством развернул лист бумаги, исписанный каким-то прыгающим, нервным почерком. Неизвестные обращались к Зубалову с требованием пожертвовать несколько сотен тысяч рублей... на подпольную революционную работу! Деньги предлагалось незамедлительно отнести в условленное место. В случае отказа нефтепромышленнику и его семье обещали самую жестокую расправу...
Лев Зубалов на необъятных просторах Российской Империи был известен не только как мультимиллионер, которому принадлежали нефтяные промыслы в Бакинской губернии, но и как человек необыкновенной щедрости. Родился он в тысяча восемьсот пятьдесят третьем году в Тифлисе, где прожил до тридцати лет, успев построить в родном городе на собственные средства Народный дом и детскую больницу. А в тысяча восемьсот восемьдесят третьем Лев Константинович переехал в Москву.
В Первопрестольной о нём очень скоро заговорили не только как об успешном коммерсанте, но и как о сострадательном, чутком и милосердном благотворителе. Зубалов с самого детства воспитывался в Евангельском духе, и Божью заповедь о любви к ближнему чтил превыше всего. Он стал постоянным жертвователем Общества помощи нуждающимся студентам Московского университета; ежемесячно направлял по нескольку сотен рублей в каждое из тридцати Попечительств о бедных. Московский Красный Крест, Общество слепых детей, приюты, богадельни, больницы гимназии и училища регулярно получали от Льва Константиновича финансовую поддержку.
В своём загородном имении неподалёку от села Усово он учредил ежемесячные выплаты беднейшим крестьянам. Известно, например, что некоему крестьянину по фамилии Галкин он безвозмездно выдал семьсот пятьдесят рублей на постройку новой избы.
Заботился Лев Константинович и о сельской Спасской церкви: покупал иконы, серебряную и золотую утварь, оплачивал ремонтные работы. Попечение о храмах и монастырях глубоко верующий Зубалов считал своим долгом. В числе тех святых мест, куда Лев Коснтантинович постоянно направлял щедрые пожертвования, были Трёхсвятительская церковь на Кулишках, Покровский и Скорбященский монастыри, Зосимова пустынь, подмосковный Князе-Владимирский монастырь, Свято-Пантелеимоновский храм и Серафимо-Дивеевская обитель в Нижегородской губернии.
В тысяча девятьсот четырнадцатом году началась Первая Мировая война. Лев Зубалов организовал два военных госпиталя в Москве и ещё один — в Звенигородском уезде. Всё, от строительства помещений до покупки оборудования и медикаментов, зарплаты докторов и продовольственного обеспечения и содержания раненных, он взял на свой счёт. И даже после выписки воинов не оставлял их своим вниманием и заботой — отправлял их семьям по почте деньги, посылал продукты. Рядовому Степану Кичакову оплатил дорогостоящий протез. И регулярно поставлял на фронт провизию и обмундирование.
...Лев Константинович ещё раз перечитал письмо с гнусными угрозами и требованием денег на совершенно неприемлемое для него дело. Зубалов, всегда ратовавший за Веру, Царя и Отечество, не собирался поддерживать дело революции. Лев Константинович скомкал конверт, и бросил его в пылающий камин. Это был первый и последний раз, когда знаменитый благотворитель отказался сделать пожертвование.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема