
Часы над камином пробили полдень, когда известный нефтепромышленник Лев Константинович Зубалов вернулся с утренних торгов на московской бирже в свой особняк у Красных Ворот. В просторном холле он поставил к стене трость, повесил на крючок фетровую шляпу. Кладя на коридорный столик свои лайковые перчатки, Лев Константинович увидел, что на круглом серебряном подносе для корреспонденции лежит письмо. Зубалов поднял его и повертел в руках — конверт небольшой, порядком измятый. Адресован лично в руки. Без подписи и почтовых оттисков.
У себя в кабинете Лев Константинович открыл конверт и с любопытством развернул лист бумаги, исписанный каким-то прыгающим, нервным почерком. Неизвестные обращались к Зубалову с требованием пожертвовать несколько сотен тысяч рублей... на подпольную революционную работу! Деньги предлагалось незамедлительно отнести в условленное место. В случае отказа нефтепромышленнику и его семье обещали самую жестокую расправу...
Лев Зубалов на необъятных просторах Российской Империи был известен не только как мультимиллионер, которому принадлежали нефтяные промыслы в Бакинской губернии, но и как человек необыкновенной щедрости. Родился он в тысяча восемьсот пятьдесят третьем году в Тифлисе, где прожил до тридцати лет, успев построить в родном городе на собственные средства Народный дом и детскую больницу. А в тысяча восемьсот восемьдесят третьем Лев Константинович переехал в Москву.
В Первопрестольной о нём очень скоро заговорили не только как об успешном коммерсанте, но и как о сострадательном, чутком и милосердном благотворителе. Зубалов с самого детства воспитывался в Евангельском духе, и Божью заповедь о любви к ближнему чтил превыше всего. Он стал постоянным жертвователем Общества помощи нуждающимся студентам Московского университета; ежемесячно направлял по нескольку сотен рублей в каждое из тридцати Попечительств о бедных. Московский Красный Крест, Общество слепых детей, приюты, богадельни, больницы гимназии и училища регулярно получали от Льва Константиновича финансовую поддержку.
В своём загородном имении неподалёку от села Усово он учредил ежемесячные выплаты беднейшим крестьянам. Известно, например, что некоему крестьянину по фамилии Галкин он безвозмездно выдал семьсот пятьдесят рублей на постройку новой избы.
Заботился Лев Константинович и о сельской Спасской церкви: покупал иконы, серебряную и золотую утварь, оплачивал ремонтные работы. Попечение о храмах и монастырях глубоко верующий Зубалов считал своим долгом. В числе тех святых мест, куда Лев Коснтантинович постоянно направлял щедрые пожертвования, были Трёхсвятительская церковь на Кулишках, Покровский и Скорбященский монастыри, Зосимова пустынь, подмосковный Князе-Владимирский монастырь, Свято-Пантелеимоновский храм и Серафимо-Дивеевская обитель в Нижегородской губернии.
В тысяча девятьсот четырнадцатом году началась Первая Мировая война. Лев Зубалов организовал два военных госпиталя в Москве и ещё один — в Звенигородском уезде. Всё, от строительства помещений до покупки оборудования и медикаментов, зарплаты докторов и продовольственного обеспечения и содержания раненных, он взял на свой счёт. И даже после выписки воинов не оставлял их своим вниманием и заботой — отправлял их семьям по почте деньги, посылал продукты. Рядовому Степану Кичакову оплатил дорогостоящий протез. И регулярно поставлял на фронт провизию и обмундирование.
...Лев Константинович ещё раз перечитал письмо с гнусными угрозами и требованием денег на совершенно неприемлемое для него дело. Зубалов, всегда ратовавший за Веру, Царя и Отечество, не собирался поддерживать дело революции. Лев Константинович скомкал конверт, и бросил его в пылающий камин. Это был первый и последний раз, когда знаменитый благотворитель отказался сделать пожертвование.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема