
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
1 Сол., 263 зач., I, 6-10.
Глава 1.
6 И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго,
7 так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии.
8 Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать.
9 Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному
10 и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Один молодой священник как-то рассказывал, как Бог учил его не судить о людях по внешности. Не то чтобы он кого-то осуждал или наоборот хвалил за одежду, имелось в виду, что не оправдывались его ожидания. Например, он идет по храму и видит, что к нему подходит человек, который явно хочет задать вопрос. Если этот человек казался ему церковным, он ждал от него серьезного разговора, в то время как от того, кто казался ему для церкви внешним, он ничего глубокого не ждал. И много раз так получалось, что все выходило, наоборот. Человек, проведший в Церкви много лет мог настолько погрузиться в церковность как в стиль жизни, что давно не задавал себе сложных вопросов. Когда-то какие-то ответы показались подходящими, и он с ними согласился и успокоился... Напротив, тот, кто только что пришел в храм, несмотря на то что он ничего не знал, мог быть способен к самому серьезному разговору, к глубоким переменам в жизни. Бывали, конечно, и другие случаи и совсем нередко... Так что постепенно, он учился тому, что ничего не стоит ждать, особенно ориентируясь на внешний вид.
Рассказ об этом священнике может показаться странным, потому что то, к чему он пришел — более-менее очевидные вещи, хотя и от пословицы «по одежке встречают» тоже никуда не денешься... Однако чем-то похожим на его рассказ был вдохновлен апостол, о чем мы и услышали в сегодняшнем чтении.
Но чтобы понять это необходимо вспомнить кем он был по рождению, какое образование и воспитание получил. Он родился в диаспоре, в городе Тарс, получил воспитание от одного из самых известных учителей Гамалиила, прекрасно знал Священное Писание и воспринимал свой народ как народ Божий, единственный достойный спасительной веры. В то же время, раз он родился в диаспоре, в отличие от тех, кто жил в Иудее, он вынужден был общаться с язычниками, пусть даже традиции, тем более фарисейские, этого совсем не одобряли.
Но вот Павел становится христианином. Поначалу он проповедует в синагогах и его первые слушатели это те, кто входит в Завет с Богом. Это те, кто прекрасно понимает, что такое жить по заповедям, те, кто ждет Мессию. И что же в итоге он от них слышит? От тех, от кого можно было бы ожидать большей глубинны и заинтересованности он не встречает ничего кроме подозрений, боязни всего нового, требований соблюдать правила. И, к сожалению, практически не встречает принятия Христа, так как эти люди успокоились и живут в своей привычной среде. Формально они, конечно, ждут Мессию, но совсем не того, который умер на кресте и воскрес. И вдруг Павел открывает для себя язычников. Открывает людей, от которых он совершенно не ожидал никакой глубины и никакой веры. Людей, которых он воспринимал как не способных войти в завет с Богом. И именно в них апостол получает утешение в своих трудах.
На самом деле у каждого из нас есть такие стереотипы, в большей или меньшей степени. И чем в нас подобных мыслей больше, тем чаще Бог нас учит, открывая, что глубина и способность к искренней вере и жизни есть в каждом.
25 декабря. О причине изумления иудеев

В 9-й главе Евангелия от Марка есть слова о Христе: «Увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его».
О причине изумления иудеев — протоиерей Владимир Быстрый.
После преображения на горе Фавор Христос спускается к народу, и люди, лишь только увидели Его, изумились. Они побежали к Нему, чтобы приветствовать. Чему же изумился народ? Он ещё не знал о чуде преображения, но он увидел разительный контраст: внизу — спор, неспособность учеников исцелить одержимого отрока, бессилие, а с горы нисходит Тот, Чей самый вид, по словам святых отцов, стал прекраснее от сияния божественного света.
В Нём — мир, власть и победа над всей человеческой немощью. Он возвращался не как обычный учитель, а как победитель тьмы, приносящий свет с небес. Люди инстинктивно почувствовали это. Здесь — источник жизни. Они приветствовали в Нём долгожданного Избавителя.
Этот же свет Христос несёт и нам. В нашей суете, немощах и спорах Он является тем, кто ждёт Его. Его присутствие разрешает самые сложные противоречия, а Его свет преображает самые мрачные обстоятельства. Давайте же и мы, подобно тому народу, с изумлением и верой побежим навстречу нашему Спасителю. А Он уже идёт к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 декабря. О личности царя и первосвященника Мелхиседека

В 7-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова о Мелхиседеке, царе Салима: «Как велик тот, которому и Авраам Патриарх дал десятину из лучших добыч своих».
О личности царя и первосвященника Мелхиседека — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Ветхий Завет оставил нам мало данных о личности царя Мелхиседека. Его имя окутано тайной. Писание нам ничего не говорит о его происхождении, летах жизни, подвигах и победах. Это породило множество предположений. Есть даже мнение, что это был Ной, его сын Сим или кто-то из родственников послепотопных людей. Мы можем только догадываться.
Однако Мелхиседек хорошо был знаком Аврааму. Назывался одновременно царём и первосвященником, что делает его прообразом Господа Иисуса Христа. Об этом, собственно, и рассуждает апостол Павел в 7 главе Послания к Евреям.
Явно выраженные умолчания Писания о личности и непререкаемом авторитете Мелхиседека указывают на его посланничество от Бога, особую миссию и особый образ служения, который не схож со священством, данным Господом в Синайском законодательстве Моисею и его потомкам.
Мелхиседек был царём Салима, предшественника Иерусалима, города, в котором потом пострадает Сын Божий за спасение людей. Несомненно, этот святой муж является ключевой фигурой Ветхого Завета. Он нам приоткрывает завесу жертвенного служения Христа и Его божественную волю.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 декабря. О почитании Святителя Спиридона Тримифунтского
Сегодня 25 декабря. День памяти Святителя Спиридона Тримифунтского, жившего в четвертом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
Хотя до революции святителя Спиридона тоже почитали на Руси, и мы знаем, что были спиридоновские храмы, переулочки, тем не менее, это не сравнить с современным почитанием. Тут, конечно, накладывает отпечаток, что Греция — тёплые края, охота русскому человеку от нашей холодной зимы куда-то в сторону моря передвинуться, но тем не менее благочестивый человек и в отпуске старается от Христа не отходить и, конечно, планирует свой отпуск так, чтобы была возможность добраться до храма, причаститься Святых Христовых Тайн, и поэтому множество наших соотечественников потянулись в Грецию, на чудесные острова Кефалонию или Корфу, чтобы поклониться мощам святителя Спиридона, ну и заодно насладиться летним отдыхом.
В таком совмещении нет ничего страшного. Не нужно быть формалистом и говорить: «Ой, раз я паломничаю, то я должен терпеть различные неудобства, страдания». У нас в жизни хватает страданий, которые нам посылает Господь по нашим грехам, и искусственно за ними гнаться не надо.
Другое дело, наоборот, когда мы радуемся, когда мы веселимся, когда мы отдыхаем, нам порой бывает неудобно как-то помолиться, побеспокоить святых, ко Господу обратиться: «Ну как-то я в таком расслабленном состоянии, как же я о Боге вспомню?» Но мы должны помолиться святителю Спиридону и попросить, чтобы мы не забывали о своём христианстве даже в самые весёлые моменты своей жизни, потому что Господь не против нашей радости и веселья, лишь бы мы не забывали о Христе.
Все выпуски программы Актуальная тема











