
Фото: Jonathan Borba / Unsplash
Про изобретателя радио Александра Попова, говорили, что ему несказанно повезло с женой. Супруги познакомились по объявлению — отнюдь не брачному. Подружились. Дружба переросла в любовь. И если Попов оставил огромный след в истории, то его жена — след незримый, но бесценный. Как верный друг и помощник мужа во всём: и в жизни, и в работе.
Александр родился в Пермской губернии, в семье, где священники были в девяти поколениях. Окончил духовное училище и духовную семинарию в Перми. Но к 18-ти годам понял, что его призвание — физика, и уехал в Петербург поступать в университет. Денег на жизнь не хватало, студенту пришлось давать частные уроки. Однажды он прочёл объявление о том, что гимназистке Раисе Богдановой требуется репетитор. Александр стал учителем Раи, которая хотела получить профессию врача. Девушка ещё не окончила гимназию, когда скончался её отец. Семья осталась без средств, но Попов свою ученицу не бросил — занимался с ней бесплатно. Так начиналась их любовь. И одним из лучших дней в жизни Александра стал тот, когда Рая поступила на Высшие женские медицинские курсы.
Попов окончил университет в 1882-ом. Спустя год его пригласили работать в Кронштадт. Перед отъездом Александр обвенчался с Раей. А ещё через год у супругов родился сын. Раиса, получив диплом, устроилась работать в военно-морской госпиталь Кронштадта, а потом ещё и врачом в школу. Это было необходимо, поскольку Александр своё жалование целиком вкладывал в опыты по радиосигнализации. Семью, в которой появился уже второй сын, а потом и две дочери, поддерживали заработки Раисы. Но она никогда не жаловалась на трудности — понимала, как важны опыты Александра. А когда в 1895-ом году они завершились изобретением радио, и Попов стал переписываться с учёными многих стран, супруга, знавшая иностранные языки, помогала мужу: писала письма, переводила статьи.
Раиса старалась, чтобы Александр не отвлекался на быт. Она ушла из госпиталя и смогла больше времени посвящать детям. Отца они видели мало — он пропадал на работе, но обедал только дома, где его встречали жена, сыновья и дочери, счастливые тем, что пришёл папа. Попов, очень скучающий по семье, всегда с нетерпением ждал праздников, когда он полностью принадлежал своим домашним. Самым любимым было Рождество. Ёлку наряжали все вместе, делали игрушки, бенгальские свечи. Отец показывал детям фокусы, мама читала святочные истории. Покоем и счастьем называли свою жизнь Александр Степанович и Раиса Алексеева.
В 1903 году семья переехала в Петербург. Попов стал профессором Электротехнического института. Всё шло прекрасно, но Раису Алексеевну беспокоило то, что муж перегружен работой и совсем не думает о себе. Она уговорила Александра Степановича купить дачу. Поповы нашли участок возле города Удомля Тверской области и начали строить дом. Увы, пожить в нём Попову не пришлось. В один из декабрьских дней 1905-ого года учёный вернулся домой из института и потерял сознание. Приехавший по вызову терапевт поставил диагноз — кровоизлияние в мозг и вынес вердикт: «Больной безнадёжен. Надо подготовить жену». Раиса Алексеевна держалась так мужественно, что профессор принял её за лечащего врача. И поразился, услышав тихое: «Жена — это я». Вечером 31-ого декабря Попова не стало. Ему было всего 47 лет.
Раиса Алексеевна удар судьбы перенесла стойко. Она осталась одна с малолетними детьми, достроила дом, перевезла туда семью. Сыновья и дочери никогда не видели слёз матери. Понимая, как ей трудно, старались её радовать: музицировали, изучали иностранные языки, трудились в поле.
Замуж Раиса Алексеевна больше не вышла, осталась верна памяти мужа, равно как и клятве Гиппократа — лечила людей и основала в Удомле больницу, где работала врачом.
Геническ (путешествие по городу)

Фото: PxHere
Геническ расположен на берегу Азовского моря, у основания Арабатской косы, которая дотягивается до Крыма. Эта полоска суши похожа на стрелу. Длина её — более ста километров, а ширина в некоторых местах — менее трехсот метров. Узкая коса и дала название селению — Геническ в переводе с тюркского означает «тонкий». Село было основано в 1784 году по указу Екатерины Второй для добычи соли. Его жителями стали государственные крестьяне, перевезённые из других регионов России. Они не только добывали соль, но и выращивали хлеб, держали скот, ловили рыбу. В годы Крымской войны 1855 года Геническ служил надёжным тылом для русской армии. Он пострадал от обстрелов, но быстро восстановился. В 1904 году здесь построили величественный собор Рождества Богородицы. Он стал символом Геническа, который к тому времени получил статус города. После революции 1917 года храм закрыли. Он долгое время бездействовал, но был возрождён в 1989-ом. И по сей день остается духовным центром Геническа!
Радио ВЕРА в Геническе можно слушать на частоте 103,1 FM
Псалом 18. Богослужебные чтения

Быть может, вы слышали мысль Гильберта Честертона о том, что самый несчастный человек — это атеист: ведь когда он смотрит на великолепие заката, ему некому сказать «спасибо!». 18-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, — и есть одно развёрнутое «спасибо» Богу за восхитительную красоту творения. Давайте послушаем!
Псалом 18.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще мёда и капель сота;
12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
Прозвучавший сейчас псалом очень интересно скомпанован: сначала идёт восхваление Бога через красоту видимого творения, потом резкая смена регистра — и речь уже о красоте Закона, данного Богом человеку, затем ещё одна смена — и уже перед нами — песня о глубине человеческого сердца. И эта композиция — не случайна: псалмопевец словно бы поднимает нас всё выше и выше — переводя при этом наше внимание от внешнего, очевидного, к внутреннему, сокровенному.
Очень интересно и то, как псалмопевец обращает внимание на солнечное светило: оно, словно восторженный жених, каждое утро выходит из своего брачного чертога — и каждый день — не так же, как вчера, а словно бы заново. Честертон в одной из глав своего произведения «Ортодоксия» предлагает такое размышление — которым было бы грех не поделиться: «Солнце встаёт каждое утро. Я не встаю каждое утро; но перемена происходит не из‑за моей активности, а скорее — из‑за моего бездействия. ... Дети ритмично топочут ногами от избытка, а не от недостатка жизни. Потому что они изобилуют жизнью, потому что в них дух яростен и свободен, они хотят повторений — неизменных повторений. Они всегда говорят: „Ещё!“. И взрослый делает это снова, пока почти не сломается. Ведь взрослые недостаточно сильны, чтобы ликовать в однообразии. Но быть может, Бог достаточно силён, чтобы ликовать в однообразии. Возможно, Бог говорит каждое утро: „Ещё!“ солнцу, и каждый вечер: „Ещё!“ луне. Возможно, не сухая необходимость делает все ромашки одинаковыми; возможно, Бог создаёт каждую по отдельности, и никогда не устаёт это делать. Возможно, у Него вечно жажда младенчества; ибо мы согрешили и состарились, а наш Отец моложе нас. Повторение в природе — это не просто повтор, это театральный бис».
Именно такого — словами Честертона — «младенческого ликования» даже в самом, казалось бы, привычном однообразии мне и хотелось бы пожелать всем нам — а настроить нас на такой лад очень хорошо помогает 18-й псалом!
Псалом 18. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 18. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 18. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной лова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего,
радуется, как исполин, пробежать поприще.
7 От края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны.
11 Они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота.
12 И раб Твой охраняется ими; в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня;
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!