1 Сол., 262 зач., I, 1-5.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,
3 непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,
4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим обращение апостола Павла к общине города Фесалоники. При всей традиционности такого обращения, есть в нем одна странность, которую замечают не сразу. Он пишет христианам конкретного города, но мы не увидим в тексте слов «Церкви, которая находится в Фесалониках». То есть, он, конечно, называет церковь Фесалоникской, но важно для него совсем не это. Где бы ни была церковь — она в первую очередь собрание людей в Боге Отце и Господе Иисусе Христе. Христиане для апостола странники и географически они могут находиться в любом месте. При этом пребывание в Боге — это указание не на место, но на правильное духовное состояние.
Когда говорят, что человек находится в каком-то месте, мы называем это средой обитания. Но что такое среда обитания? Это то, что нас окружает, что мы учитываем, совершая поступки, на что опираемся или чему противостоим. Это реальность. Но оказывается, что человек может воспринимать в качестве реальности не только то, что он видит, но и то, чего он не видит... Жить, ориентируясь не только на законы физики и общественные правила, но и на законы совершенно иного рода, совсем не очевидные для остальных. Например, в экстренных ситуациях врачи могут совершать действия, которые будут совершенно непонятны обывателям, но непонятны, не потому что будут неправильными, просто врач будет учитывать то, чего не знают люди других профессий.
Итак, Павел обращается к людям, которые живут в Боге, в Его присутствии, в общении с Ним. Он для них главная реальность, которую они учитывают в первую очередь. Причем реальность не безличная, какой для нас обычно бывает среда, реальность совсем иного рода, которая открылась бывшим язычникам во Христе. В Том, кто назвал людей друзьями, умер и воскрес, чтобы они могли жить. Благодаря этому единству в Боге, собрание христиан может находиться в любом городе, или может быть напротив — рассеяно по лицу земли и все равно оно сохранится как целое.
Подчеркивая эту целостность, которая для апостола чрезвычайно важна, он говорит фессалоникийцам, что благодарит Бога за каждого из них. Мы прекрасно понимаем, что в любой общине есть люди активные и яркие, а есть те, кто ведет себя тихо и неприметно. Кому-то может показаться, что без первых община не состоялась бы, в то время как на месте вторых может быть, кто угодно, все равно они себя не проявляют. Но для Павла все христиане одинаково ценны, и он благодарит Бога, не выделяя руководителей общины или богатых людей, которые часто поддерживают бедных, он просто благодарит за всех. И далее такой подход к общине он проявляет очень последовательно.
Говорят, что вера без дел мертва, что, конечно, верно, но апостол подчеркивает, что в жизни фесалонискийцев вера сама стала делом, которое проявилось в любви. Часто, кто-нибудь один проявляет любовь больше, а кто-то меньше, но апостол снова никого не выделяет, потому что подлинная любовь, как и надежда на Господа, создаются только всеми вместе.
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 402
— Радость Пасхи: как почувствовать её, если вокруг происходят страшные события?
— Что пережили апостолы, узнав о Воскресении Христовом, и как об этом сказано в Евангелии?
— Благодаря слушателям радио ВЕРА удалось спасти зрение мальчику Лёве. Расскажем, как это было;
— Икона Воскресения Христова: кого мы на ней видим, и что всё это значит?
— Пронзительная история со страниц журнала «Фома» — о том, как со смерти может начаться жизнь.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.