«Мать моя очень добрая женщина и очень меня любит...» — так писал о своей маме, Татьяне Степановне, художник Илья Ефимович Репин. Илья был пятым ребёнком в большой семье. Он родился в 1844 году, 5 августа по новому стилю, через три дня после празднования памяти пророка Божия Илии. В честь великого святого мать и назвала своего сына.
Отца маленький Илюша видел нечасто. Тот был солдатом, и, отбывая воинскую повинность, появлялся дома редко и ненадолго. Домашние хлопоты и забота о детях лежали на плечах Татьяны Степановны. Хозяйство она вела умело, времени и сил у неё хватало и на помощь другим. От матери Репин усвоил первые уроки доброты и милосердия. Так, например, Илья Ефимович вспоминал, как по церковным праздникам его мама отвозила заключённым в острог и больным в солдатский госпиталь пироги и бублики, которые сама пекла накануне.
Маленький Илюша любил, когда мать читала ему по вечерам жития святых. Устраивался рядом, и слушал её мягкий, певучий, выразительный голос. А однажды Илья тяжело заболел. Он лежал бледный, с посиневшими руками и губами. Не жилец, — говорил Татьяне Степановне лекарь, а соседи заранее предлагали помощь в устройстве похорон. Но мать ночи напролёт со слезами молилась Богу у кровати сына. И он выздоровел!
На любовь своей матушки Илья отвечал такой же искренней любовью и заботой. В его мемуарах есть очень трогательный эпизод. Когда Татьяна Степановна вместе с другими поселянами работала на постройке солдатских казарм, Илья пришёл её проведать. Увидев, что руки матери по локоть запачканы в глине, а на ладонях от тяжёлой работы образовались кровавые мозоли, он бросился к ней со словами: «Тяжело вам, маменька, можно я за вас поработаю?!» Мать в ответ улыбнулась сквозь слёзы и стала целовать сына.
Благодаря Татьяне Степановне будущий художник впервые увидел, какую красоту можно сотворить с помощью кисти и красок. В канун Пасхи он вместе с матерью садился расписывать яйца, и заворожённо смотрел на тонкие, замысловатые узоры, которая она выводила. Мать заметит в сыне талант к живописи, и отправит его учиться в иконописную мастерскую. Татьяна Степановна была образованной женщиной, и часто читала сыну — Пушкина, Жуковского. Сама обучила его грамоте. В своём доме Татьяна Степановна организовала школу, куда на занятия приходили и соседские ребятишки.
В 1863 году Илья Ефимович уехал из родного Чугуева — города под Харьковом, и поступил в Петербургскую Академию художеств. Из столицы Илья поддерживал связь с матерью в постоянной переписке. А в 1867-м, приехав домой на каникулы, он написал знаменитый Портрет матери. Репин изобразил Татьяну Степановну с лёгкой улыбкой на ясном, открытом лице. Глаза женщины светятся любовью, и весь её облик дышит теплом и добротой.
Вскоре Илья Ефимович перебрался в Петербург насовсем. Но когда в 1872 году написал матери о том, что собирается жениться, Татьяна Степановна отважилась проделать далёкий путь, и приехала в Петербург чтобы лично поздравить сына.
Илья Ефимович всю жизнь тепло заботился о Татьяне Степановне. Даже живя за границей Илья Ефимович находил способы помогать ей. Так, например, в одном из писем он просит Василия Поленова переслать матери 50 рублей.
В последний раз Илья Ефимович виделся с матерью в 1879 году. Он сделал карандашный набросок Татьяны Степановны. А через год она скончалась. Спустя три месяца после её смерти у Репина родилась дочка. Художник назвал её в честь матери — Татьяной.
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».