
Семейные истории с Туттой Ларсен
«Мать моя очень добрая женщина и очень меня любит...» — так писал о своей маме, Татьяне Степановне, художник Илья Ефимович Репин. Илья был пятым ребёнком в большой семье. Он родился в 1844 году, 5 августа по новому стилю, через три дня после празднования памяти пророка Божия Илии. В честь великого святого мать и назвала своего сына.
Отца маленький Илюша видел нечасто. Тот был солдатом, и, отбывая воинскую повинность, появлялся дома редко и ненадолго. Домашние хлопоты и забота о детях лежали на плечах Татьяны Степановны. Хозяйство она вела умело, времени и сил у неё хватало и на помощь другим. От матери Репин усвоил первые уроки доброты и милосердия. Так, например, Илья Ефимович вспоминал, как по церковным праздникам его мама отвозила заключённым в острог и больным в солдатский госпиталь пироги и бублики, которые сама пекла накануне.
Маленький Илюша любил, когда мать читала ему по вечерам жития святых. Устраивался рядом, и слушал её мягкий, певучий, выразительный голос. А однажды Илья тяжело заболел. Он лежал бледный, с посиневшими руками и губами. Не жилец, — говорил Татьяне Степановне лекарь, а соседи заранее предлагали помощь в устройстве похорон. Но мать ночи напролёт со слезами молилась Богу у кровати сына. И он выздоровел!
На любовь своей матушки Илья отвечал такой же искренней любовью и заботой. В его мемуарах есть очень трогательный эпизод. Когда Татьяна Степановна вместе с другими поселянами работала на постройке солдатских казарм, Илья пришёл её проведать. Увидев, что руки матери по локоть запачканы в глине, а на ладонях от тяжёлой работы образовались кровавые мозоли, он бросился к ней со словами: «Тяжело вам, маменька, можно я за вас поработаю?!» Мать в ответ улыбнулась сквозь слёзы и стала целовать сына.
Благодаря Татьяне Степановне будущий художник впервые увидел, какую красоту можно сотворить с помощью кисти и красок. В канун Пасхи он вместе с матерью садился расписывать яйца, и заворожённо смотрел на тонкие, замысловатые узоры, которая она выводила. Мать заметит в сыне талант к живописи, и отправит его учиться в иконописную мастерскую. Татьяна Степановна была образованной женщиной, и часто читала сыну — Пушкина, Жуковского. Сама обучила его грамоте. В своём доме Татьяна Степановна организовала школу, куда на занятия приходили и соседские ребятишки.
В 1863 году Илья Ефимович уехал из родного Чугуева — города под Харьковом, и поступил в Петербургскую Академию художеств. Из столицы Илья поддерживал связь с матерью в постоянной переписке. А в 1867-м, приехав домой на каникулы, он написал знаменитый Портрет матери. Репин изобразил Татьяну Степановну с лёгкой улыбкой на ясном, открытом лице. Глаза женщины светятся любовью, и весь её облик дышит теплом и добротой.
Вскоре Илья Ефимович перебрался в Петербург насовсем. Но когда в 1872 году написал матери о том, что собирается жениться, Татьяна Степановна отважилась проделать далёкий путь, и приехала в Петербург чтобы лично поздравить сына.
Илья Ефимович всю жизнь тепло заботился о Татьяне Степановне. Даже живя за границей Илья Ефимович находил способы помогать ей. Так, например, в одном из писем он просит Василия Поленова переслать матери 50 рублей.
В последний раз Илья Ефимович виделся с матерью в 1879 году. Он сделал карандашный набросок Татьяны Степановны. А через год она скончалась. Спустя три месяца после её смерти у Репина родилась дочка. Художник назвал её в честь матери — Татьяной.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема