
Флп., 243 зач., II, 24-30.
Глава 2.
24 Я уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам.
25 Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей, 26 потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни.
27 Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали.
28 Посему я скорее послал его, чтобы вы, увидев его снова, возрадовались, и я был менее печален.
29 Примите же его в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении, 30 ибо он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг мне.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отношения апостола Павла с христианами города Филиппы были очень дружественные. Здесь его искренне любили и всегда были готовы оказать радушное гостеприимство. А потому, когда филиппийцы узнали, что основатель их общины находится в тюремном заточении в Риме, они собрали необходимые вещи и передали их апостолу вместе с юношей по имени Епафродит. Молодой человек не просто доставил посылку в Рим, но еще и остался при апостоле Павле в качестве слуги и личного помощника. Это был благородный и смелый поступок. Ведь апостол ожидал суда, который вполне мог приговорить его к смерти за проповедь христианства. Если бы подобный приговор был вынесен, он мог бы распространиться и на Епафродита. Кроме того, из сегодняшнего отрывка мы узнаем, что в Риме юноша заразился какой-то опасной болезнью и был при смерти. Оправившись от недуга, он начал переживать, что его собратья в Филиппах будут беспокоиться о нем. Поэтому апостол Павел и отсылает его обратно, снабдив при этом рекомендательным письмом. Это очень важный момент. Несмотря на то, что у апостола были прекрасные отношения с филиппийцами, несмотря на то, что сам Епафродит пользовался в общине уважением, могли найтись те, кто упрекнул бы юношу в том, что он оставил Рим и находящегося в заточении Павла по своему малодушию или даже трусости. Поэтому апостол и призывает их в своем письме оказать Епафродиту всяческие почести и отнестись к нему с уважением.
Качество, которое демонстрирует Павел есть не что иное, как мудрая предусмотрительность. С одной стороны, он защищает молодого человека от возможных обвинений, с другой — проявляет заботу и о тех, кто по своей духовной немощи еще не научился воздерживаться от осуждения, но подсознательно ищет повод к тому, чтобы в чем-нибудь упрекнуть окружающих. Это замечательный пример действительно христианского отношения к людям. Настоящая любовь окружает заботой не только тех, кто нам приятен и демонстрирует высокие человеческие качества, как Епафродит. Она простирается и на тех, в чьей душе все еще живет склонность к сварливости, осуждению, пересудам и скандальности. Это проявляется в том, что она всячески старается не дать им повод для раздора. Она предусмотрительно оберегает их от ситуаций, которые могут спровоцировать их сорваться в очередную склоку. Будем стараться так же поступать и мы. Чтобы подобно апостолу Павлу оказаться достойными Христа. Ведь и Он как Бог и Творец нашего мира одинаково заботится как о достигших совершенства праведниках, так и о тех, кто только начинает этот нелегкий, тернистый путь.
13 сентября. О мировоззрении Альберта Лиханова

Сегодня 13 сентября. В этот день в 1935 году родился писатель Альберт Лиханов (в крещении Глеб).
О его мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Ещё мальчиком Альберт Глеб молился на коленях Господу Богу о своём отце, чтобы тот вернулся живым с дорог войны. Господь услышал пламенную молитву мальчика. Дважды отец был ранен, дважды комиссован и дважды оказывался в госпитале, где медсестрой была его супруга. И в третий раз он пришёл уже с Японского фронта солдатом-победителем, сержантом.
Нося на себе ранения, знаки воинской славы, пришёл, чтобы обнять родных и согреть сердце подросшего сына Альберта Глеба, который все десятилетия, вплоть до своей кончины, нёс веру в воскресшего Спасителя.
Эта вера, несмотря на высокие должности в советский период, позволяла ему общаться со священнослужителями. Эта вера побудила его в Армянском переулке, где располагается детский фонд, восстановить домовый храм Дмитрия Солунского. Эта вера осеняла его уже на пороге вечности, куда он обращал свои взоры, молясь святому страстотерпцу Глебу.
И сегодня нашим слушателям, конечно, будет интересно прикоснуться к литературному наследию почившего писателя, герой которого отличается необыкновенной сострадательностью, чуткостью, отзывчивостью — пожалуй, главной чертой Альберта Лиханова, замечательного русского писателя.
Все выпуски программы Актуальная тема
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
1 Кор., 130 зач., IV, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Заповедь не судить — одна из самых сложных, ведь мы постоянно только и делаем, что оцениваем поступки других людей. «Тот плохой, а этот хороший», — говорим мы. И ведь кажется, что всем, кто хоть мало-мальски знаком с Евангелием, ясно, что Господь подобные оценки запретил... Но не Он ли при этом дал нам зрение, и, если мы видим явно неправильные поступки, как же смолчать? Ответ на этот вопрос даёт апостол Павел в отрывке из 4-й главы 1-го послания к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
1 Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.
2 От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.
3 Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе.
4 Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.
5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
Существует масса историй, в которых главное действующее лицо сначала всеми осуждается, а потом всеми же оправдывается. В светской жизни самым ярким примером может быть врач, в экстренном порядке проводящий трахеостомию, то есть разрезающий горло задыхающемуся человеку. Люди, не знающие всех обстоятельств дела, могут решить, что перед ними преступник, напавший на беззащитного прохожего. В жизни религиозной есть масса примеров святых, которых при жизни обвиняли в безнравственности, например, в том, что они общались с блудницами, а после их смерти выяснялось, что они беседовали с ними о покаянии и призывали их к спасению. Да и что далеко ходить: в этом обвиняли самого Спасителя.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел призывает учеников к доверию. Коринфяне видели перед собой разных проповедников — Павла, Аполлоса, Петра — и делились на партии, представители которых предпочитали одного из них, а других осуждали. Апостол Павел просит их видеть в каждом служителя Христова, пусть и действующего по-разному. Все они, проповедуя, старались оставаться верными Учителю и это для них самое главное. У них не было цели оправдаться перед лицом всех, и они не бросались от одного к другому, объясняя свои поступки. В конце концов, любой, кто пытался оправдываться перед лицом толпы, знает правдивость поговорки «на каждый роток не накинешь платок». Всегда найдутся люди, которые будут говорить за спиной. Однако Павел не хочет, чтобы подобными вещами занимались его ученики. Почему он и призывает их в итоге «не судить». Причём, особенно важно, что он и сам до конца себя не судит, не выносит о себе окончательного решения. Казалось бы, сам-то себя человек должен знать, почему хотя бы о себе он не должен выносить суда? Для апостола очевидно, что человеческий суд, даже обращённый на себя, не будет объективным, потому что человеческое знание не полно. Впрочем, это не означает совершенного отказа от оценки своих действий. Отнюдь! Апостол старается жить так, чтобы не видеть за собой никаких порицаемых поступков, но он не считает себя безгрешным. Он не выносит окончательного суда, предавая его в руки Божии.
Именно так стоит действовать каждому из нас. Естественно, явно греховных поступков стоит избегать, к явно добродетельным поступкам стоит стремиться, но окончательного суда о себе не выносить, понимая, что мы к нему не способны. Причём не только по отношению к себе самим, но и к другим людям. Явно греховные поступки, конечно, бывают и порой нам приходится давать им оценку, как было в самом Коринфе в известной истории с кровосмесителем. Но оценка поступка не должна превращаться в оценку человека, сердце которого открыто только перед Богом. Ситуации бывают разными, и, если человек работает судьёй, и поставлен судить чужие дела, ему стоит быть максимально объективным, честным и справедливым… Но в большинстве случаев от нас никто не ждёт никаких оценок и правильнее будет просто молиться о тех, кого мы считаем согрешающими, предав их в руки Божии.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Праведный Иоанн Кронштадтский о жизни сердца». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги святого праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе» размышляли о том, что значит жить сердцем, каким образом христианин может заботиться о чистоте сердца и почему это важно, а также как грех может влиять на внутреннее состояние человека.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов