Прижизненные поэтические публикации нашего сегодняшнего автора — в 2000-м году прославленного в лике преподобных (то есть угодившего Богу монашеским подвигом) — всегда подписывались именем «Странник».
Я говорю сейчас о схиархимандрите Варсонофии, оптинском старце, молитвеннике и духовном писателе, чья земная жизнь началась в 1845-м году (в день памяти преподобного Сергия Радонежского), а завершилась — 1 апреля 1913-го (по старому стилю).
Его посмертное завещание духовным чадам кончалось словами:
«...Мужайтесь в подвиге, не отступайте от него, хотя бы ад восстал на вас и весь мир кипел на вас злобой и прещением, и веруйте: „Близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине“»...
Чудодейственные мощи оптинского старца Варсонофия — в Оптиной пустыне, в её Владимирском храме.
...Наследие веков, сосновый тёмный бор По сторонам её раскинулся дремучий; В нём тишина, безмолвию простор, Свобода полная для чувств святых и дум; Лишь слышен там порой деревьев шум, Когда вершины их колеблет ветр летучий. Ясней здесь небеса и чище их лазурь, Здесь пристань тихая от всех житейских бурь Для тех, что жаждут вечного спасенья. Кто грех сознавши свой и полный сокрушенья Пред Господом стоит с поникшею главой И с Ним всецело ищет примиренья; Кто жаждет новой жизни, возрожденья, В ком не иссяк родник воды живой; Кто веры не утратил в христианский идеал И творческую мощь его начал, Не изнемог под бременем скорбей, и слуха От гласа истины святой не отвратил, И лучших дум и чувств навек не схоронил; Кто всей душой тоскующей сознал, Что жизнь есть суета, томленье духа; Кто как пришлец в земле чужой Обрек себя на скорби и лишенья, — Все здесь найдут они упокоенье И радость светлую, душевный мир святой, Из плена тяжкого страстей освобожденье.
Преподобный Варсонофий Оптинский, из цикла «На пути» (Оптина пустынь)
За время своей монашеской жизни в Оптиной (а преподобный пришёл туда, представьте, на сорок седьмом году жизни) старец покидал обитель только по послушанию, в том числе и для поездки в Астапово, к умирающему Льву Толстому. Увы, эта встреча не состоялась.
«Ищущие Христа, — говорил в беседах со своими духовными чадами преподобный, — обретают Его, по неложному евангельскому слову: „Стучите и отверзется вам, ищите и обрящете“, „В доме Отца Моего обителей много“. И заметьте, — продолжал Варсонофий, — что здесь Господь говорит не только о небесных, но и о земных обителях, и не только о внутренних, но и о внешних...» Конец цитаты.
На прощание — маленький стихотворный этюд из духовного наследия преподобного Варсонофия:
Ветер, дождь и холод, И мятеж души и голод, И былого думы и мечты, Как с деревьев спадшие листы... Грустна эта жизнь земная! Но за нею есть другая — Область вечного блаженства, рая, Царство невечерней красоты.
Преподобный Варсонофий Оптинский, «Осень», 1902 год.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.