
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Флп., 239 зач., I, 27 — II, 4.
Глава 1.
27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую,
28 и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога,
29 потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него
30 таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне.
Глава 2.
1 Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность,
2 то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны;
3 ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.
4 Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Одно из важнейших понятий современной культуры — человеческое достоинство. Мы то и дело слышим, о том, что кто-нибудь оценен по достоинству или наоборот чьи-нибудь честь и достоинство унижены и должны быть восстановлены. При этом под достоинством мы обычно понимаем ценность и значимость человека. Когда кто-нибудь говорит, что он чего-то достоин подразумевается, что это нечто ценное и соответствует человеку, его статусу или состоянию. Конечно, понятие это существует в первую очередь в общественном поле и рассуждая о нем, люди зачастую ориентируются на общественную норму. Но задумаемся, с чего мы взяли, что человек представляет из себя ценность и достоин уважения по определению? Судя по всему большую роль в формировании этого мнения сыграла библейская вера в сотворение человека по образу и подобию Божию. Правда, сегодня мы уже не помним об этом, и наполняем понятие «достоинство» своим содержанием, сами подбираем то, чего человек может быть достоин, подбираем по своему вкусу. Иногда к сожалению мы оцениваем себя совсем низко, иногда наоборот соревнуемся в тщеславии... Однако на самом деле, если бы мы ориентировались на Библию, мы бы поняли что человек достоин того, чтобы быть богом. Пусть, богом с маленькой буквы, но он именно для этого сотворён. Всё остальное не просто вторично, но попросту недостойно его. Именно в этом смысле апостол Павел употребляет слово «достоинство» обращаясь к филиппийцам. Он как будто бы говорит: когда я приходил к вам с проповедью, я рассказывал вам о богочеловеке Христе и говорил вам, что вы можете быть такими как Он. Только прошу вас помните о том, что вы достойны именно этого, не унижайте себя, не разменивайтесь по мелочам.
Современные люди говорят, что каждый человек от рождения обладает собственным достоинством. Но отличие богословской точки зрения в том, что образ Божий не проявляется в человеке автоматически, и мы должны приложить усилия к тому, чтобы раскрыть его, усвоить его на личном уровне.
Но в чем же этот образ раскрывается в первую очередь? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, что нас сотворил Бог Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Поэтому апостол призывает учеников не просто быть хорошими людьми, но быть единодушными, учиться общению... Неслучайно о человеке сказано, что ему нехорошо быть одному. Общение в любви — это то, что заложено в самой нашей природе, хотя и достигается с трудом. На этом пути мы по слову апостола должны находить утешение во Христе и духовном общении друг с другом.
А дальше происходят удивительные вещи. Способность к общению и любви, которые мы приобретаем, распространяются не только на братьев и сестер, но и на всех, кто находится рядом.
Омск. Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский)
Когда в 1917 году в России произошла революция, Омскую епархию Русской православной церкви возглавлял архиепископ Сильвестр (Ольшевский). Территорию, которой он управлял, революционеры захватили не сразу. До 1919 года власть в Омске удерживали белогвардейцы под командованием адмирала Александра Колчака. Владыка Сильвестр горячо поддерживал сопротивление безбожникам. По его распоряжению в белой гвардии служили полковые священники. Омская епархия издавала журналы «За Святую Русь» и «Сибирский благовестник», в которых разъяснялась антихристианская суть большевизма. Однако, в ноябре 1919-го в Омск вошла красная армия. Белогвардейцам пришлось отступить. Архиепископ Сильвестр отказался покинуть город и остался вместе со своей паствой. Вскоре владыку арестовали. Его пытали и истязали в течение двух месяцев. А затем мученика распяли на полу тюремной камеры и пронзили ему сердце. Церковь прославила архиепископа Сильвестра (Ольшевского) в лике святых в 2000 году. Спустя ещё пять лет его мощи обрели нетленными. Сейчас святые останки мученика пребывают в кафедральном Успенском соборе Омска.
Радио ВЕРА в Омске можно слушать на частоте 90,5 FM
Норильск. Путешествие по городу
Норильск расположен на севере Красноярского края, за Полярным кругом — там, где полуостров Таймыр сливается с материком. Здесь царит арктический климат. Зима длится девять месяцев, и температура воздуха может опускаться до минус пятидесяти градусов. С конца ноября до середины января город погружается в сумрак полярной ночи, а с мая по август солнце не заходит за горизонт и светит круглые сутки. В начале семнадцатого века в этом суровом крае по приказу царя Бориса Годунова стали добывать медь. В районе вечной мерзлоты ставили литейные дворы, чтобы плавить ценный металл. В начале двадцатого столетия выяснилось, что здешние руды богаты также никелем, кОбальтом, серебром. В 1935 году в этих местах на реке Норилке был основан горнометаллургический комбинат. Его строили силами заключённых исправительно-трудового лагеря, специально открытого тут же. Среди узников было немало православных христиан, отбывавших наказание за веру в Бога. Многие из тех, кто выживал в суровых условиях, становились жителями Норильска — города, образованного вокруг металлургического завода. Именно эти подвижники создали здесь в середине двадцатого века православную общину. В 1989 году верующие построили в городе первую церковь и освятили её в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». А спустя ещё четверть века Норильск стал центром православной епархии.
Радио ВЕРА в Норильске можно слушать на частоте 107,4 FM
Село Красногвардейское, Ставропольский край. Путешествие в историю
На северо-западе Ставропольского края, в живописной излучине реки Большой Егорлык раскинулось село Красногвардейское. Название его напоминает о том тревожном времени в первой половине двадцатого века, когда в России бушевала гражданская война. Красные войска, сражавшиеся за советскую власть, вытеснили тогда остатки царской белой гвардии из Ставрополья. Новые хозяева и дали селу имя. Изначально оно называлось Медвежье. Первые жители здесь появились в начале девятнадцатого века. В то время правительство создавало условия, чтобы люди из центральной России переселялись в предгорья Кавказа. В 1831 году царь Николай Первый лично посетил Ставрополье, чтобы проинспектировать, как идёт освоение земель. Побывал император и в селе Медвежьем. Его Величество помолился в храме Михаила Архангела, построенном в первые годы существования посёлка. К сожалению, это здание было разрушено в советское время. А вот две другие дореволюционные церкви сохранились до наших дней. Успенский храм стоит в центре села на улице Красной. Троицкий — в двух километрах, на противоположном берегу реки. В воскресные и праздничные дни они перекликаются колоколами, призывают жителей села Красногвардейского на богослужение.
Радио ВЕРА в селе Красногвардейском можно слушать на частоте 104,5 FM











