
Жил-был один бедный юноша. У него ничего не было, кроме огорода, что достался в наследство от родителей. Но парню упорно не везло: никак ему не удавалось собрать на своём участке хороший урожай овощей.
Однажды юноша услышал, что в соседней деревне живёт мудрый старик, который даёт дельные советы, что лучше всего по весне сеять. Отправился юноша к старцу, которого нашёл в бедной хижине на окраине села.
— Достопочтенный и мудрый отец, помоги мне наладить мою жизнь, — с поклоном обратился к нему юноша. — Никак я не могу выбиться из нищеты. Будь так добр, подскажи, что посеять на своём огороде, чтобы хоть что-то выручить с продажи?
Поглядел на него ласково старец, подумал-подумали сказал:
— Не горюй, сынок. Иди домой и посей на своём огороде семена дыни. Судя по всему, лето будет жарким.
Посеял парень дынные семена и, действительно, урожай получился на славу — самые крупные и сладкие дыни в округе. Продал их юноша на рынке, деньгами обзавёлся.
Следующей весной, едва сошёл снег, он опять отправился к старцу в соседнюю деревню. Пришёл в его хижину и спрашивает:
— Скажи, что мне лучше посеять?
Помолчал немного старец и ответил:
— Посей, сынок, на своём огороде капусту. Похоже, лето будет дождливым.
Так всё и вышло, как он сказал. Летом беспрерывно лили дожди, и другие овощи, кроме капусты, вымокли. Зато капуста на огороде у парня выросла знатная: каждый кочан размером с колесо. Отвёз он на базар свой урожай, с большой выгодой продал. А как только разбогател, сразу важным сделался, зазнался.
Пришёл он весной к старцу и говорит:
— Ну-ка, старик, пошевели мозгами, да говори скорее, а то я спешу: что мне в этом году посеять?
Вздохнул старец и, помолчав, сказал:
— Чеснок сей.
Посеял парень чеснок. Осенью собрал урожай, разложил чеснок сушить на солнце, но тут зарядили дожди, и весь его урожай погиб.
Прибежал парень к старцу и говорит в сердцах:
— Ты дал мне плохой совет! Смотри, больше так не ошибайся!
— Разве ты собрал плохой урожай чеснока?— удивился старец.
— А что толку, если я за ним не доглядел? Говори, что мне теперь посеять?
Помолчал старец, а потом говорит:
— Явившись сюда в первый раз, ты назвал меня достопочтенным и мудрым, во второй раз уже не высказал никакого почтения, а в третий и вовсе нагрубил. Вот что я тебе скажу: прежде всего посей в своём сердце семена почтительности, дождись урожая, а потом приходи ко мне за советом. Земля, как и человек, любит уважительных и благодарных. Иди — и как следует над собой потрудись.
(по мотивам курдской народной сказки)
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема