
Апостол Павел. Мозаика
Евр., 320 зач., IX, 1-7.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: 2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, 5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; 7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение — отрывок из послания к Евреям. Как можно понять из названия, его читатели оказывались в двойственной ситуации. С одной стороны именно они ждали Мессию, больше чем кто бы то ни было вообще. Проповеди Иисуса, как и первые проповеди Его учеников были обращены именно к ним, к евреям, и уверяли в том, что именно Он Иисус и есть Христос, то есть помазанник и ожидаемый Царь. С другой стороны, убедить их в том, что Иисус есть Мессия было сложнее всего, так как постоянно ожидая его и имея на него свои планы, они сформировали настолько устойчивый Его образ, что убедить их в надуманности его было практически невозможно.
В первую очередь на этом пути было важно указать читателям на то, что им давно знакомо и близко, на их собственное богослужение. При этом дело, конечно, не столько в знакомстве с внутренним ритуалом, сколько в том, какое значение они придавали храму и особенно ковчегу завета.
Сегодня, когда кто-нибудь идет в храм, он может сказать, что становится ближе к Богу. При этом мы понимаем всю условность этого выражения, потому что ориентируемся на слова Христа, сказанные самарянке: истинное поклонение совершается не на горе и не в храме, а в духе и истине. Эти слова никогда не отменяли для христиан необходимости посещения церкви и участия в совместных богослужениях, но они корректировали акценты, подчеркивая приоритет духовного над внешними обстоятельствами. В отличие от современных христиан, иудей приходящий в храм был уверен, что становится ближе к Богу в буквальном смысле слова, потому что храм воспринимался им как место присутствия Бога в среде народа.
Хотя по свидетельствам иудейских авторов в эпоху после вавилонского плена в храме уже не было ковчега завета, его традиционное восприятие и особенно почитание Святая Святых сохранялось. Именно поэтому, говоря о храме, апостол упоминает ковчег и то, что в нем находилось. Упоминает неспроста, а потому что все эти объекты были свидетельством реального участия Бога в истории народа, участия чудотворного и спасительного. Например сосуд с манной напоминал о том, как евреи, шедшие по пустыне были спасены Богом от голода, в то время как скрижали завета напоминали о законе, который спас их от нравственной и духовной смерти. Иными словами описание храма и особенно ковчега завета явно говорят читателям о том, что Бог заботился о своем народе и присутствовал в его истории вполне реально.
Но говорит об этом апостол не потому только, что хочет напомнить о любви Божией к народу израильскому. Эти слова лишь основа для того, чтобы дальше, указав на Христа, сказать — в Нем божественное участие проявилось с новой силой. Никакие службы и жертвы не сравнятся с тем, что совершилось в Нем, потому что Бог родился в мире для того, чтобы войти в общение с человеком. Он не просто, как в прежние времена, говорит с людьми между крыльями херувимов, которые были на крышке ковчега завета. Он пришел, чтобы поговорить с нами лицом к лицу.
14 сентября. О Радио ВЕРА

Сегодня 14 сентября. День рождения Радио ВЕРА.
О Радио ВЕРА — игумен Лука (Степанов).
Появление Радио ВЕРА — исполнение слов Господних: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия во всех языках». Очевидно, что именно возможность быть доступным на кухне, в транспорте, ушам и сердцам человеческим для Слова Божьего — это великое событие последних десятилетий.
Сколько чудесных минут молитвенных, сколько размышлений полезных, сколько воздыханий покаянных пробуждает это радио в наших соотечественниках, которые среди радиоволн многообразных и, как правило, развлекающих, натыкаются на те волны, источником которых является сам Создатель мира и Спаситель наш.
Так что Радио ВЕРА, 11 лет назад зазвучавшее в нашем эфире, — это приближение Слова Божьего к сердцам соотечественников, а значит, приумножение и спасающихся.
Потому наши с вами, дорогие радиослушатели, молитвы должны быть непрестанны о тех, кто делает это радио, кто делает возможным нам и среди путей нашей жизни назидаться и укрепляться в православной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 сентября. О церковном календаре

Сегодня 14 сентября. Начало индикта — церковное новолетие.
О церковном календаре — протоиерей Максим Горожанкин.
Вступая в церковное новолетие, мы можем обратить пристальное внимание на то, как устроен вообще церковный календарь. Каждый день церковного календаря посвящён тому или иному святому или нескольким святым. И в обиходе православного христианина, наряду с совершением келейного правила, утреннего и вечернего, может быть ознакомление с житиями тех или иных святых, которые празднуются в этот день.
Также за богослужением ежедневно прочитываются отрывки из Священного Писания, как из Евангелия, так и из апостольских посланий. Эти отрывки также можно читать дома.
Имея перед своим мысленным и физическим взором православный церковный календарь, мы можем более грамотно и более полно выстраивать свою внутреннюю, келейную, домашнюю, молитвенную жизни. И церковный календарь имеет огромное значение в выстроении внутренней духовной жизни православного христианина.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 сентября. О творчестве Юлии Вознесенской

Сегодня 14 сентября. В этот день в 1940 году родилась прозаик и поэтесса Юлия Вознесенская.
О её творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Юлия Николаевна Вознесенская, в девичестве Тараповская, стала одним из самых ярких православных прозаиков нашего времени. Её книги никого не оставляли равнодушными — их любили и критиковали. Однако сегодня уже очевидно, что произведения Юлии Вознесенской заставили задуматься о жизни и прийти к вере многих людей.
Писательница родилась в Ленинграде, училась в Ленинградском институте театра, музыки и кино и была активной участницей ленинградской неформальной культуры. В 1973 году приняла крещение. После ссылки и лагерей за антисоветскую пропаганду в 1980 году Вознесенская эмигрировала вместе с двумя сыновьями в Германию.
В 90-х годах жила в Леснинской женской обители Пресвятой Богородицы во Франции. Там, по благословению игуменьи Афанасии, написала повесть-притчу «Мои посмертные приключения», ставшую одной из самых популярных книг писательницы. Кроме этого произведения, Вознесенская опубликовала романы «Путь Кассандры», «Утоли мои печали», «Паломничество Ланселота».
Поздние произведения Вознесенской часто называют христианским или православным фэнтези, в которых захватывающий сюжетный вымысел наполнен глубоким духовным нравоучением. В последние годы жизни Юлия Николаевна была активным волонтёром-публицистом нескольких антикризисных сайтов, утешавших людей в тяжелейших жизненных обстоятельствах. Её публикации помогли множеству людей вновь обрести веру и опору в жизни.
Юлия Николаевна Вознесенская отошла ко Господу 20 февраля 2015 года.
Все выпуски программы Актуальная тема