2 Кор., 188 зач., IX, 6-11.
Глава 9.
6 При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.
7 Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
8 Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, 9 как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.
10 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, 11 так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол обращается к коринфской общине с проповедью о щедрости. Историческая основой этой проповеди были нужды иерусалимской общины. Из книги Деяний известно, что первоначально братья и сестры распродавали имущество и вели общее хозяйство. Однако в рамках падшего мира этот проект, как бы мы сегодня это назвали, оказался не очень успешным. Со временем иерусалимская община стала нуждаться в поддержке, которую и осуществляли верующие из других поместных Церквей.
Первые слова, с которых начинается чтение, могут привести нас к мысли о том, что в мире действует закон равного воздаяния: кто будет скупым, у того и жатва будет скупой, и напротив щедрому воздастся щедро. И все бы ничего, но часто за подобными мыслями человеку приходит идея устроить с Богом практически рыночные отношения. Он стремится быть щедрым, но лишь потому, что ждет еще большей щедрости от Бога. Целью оказывается не благо другого, не проявление любви и помощь, а собственная выгода, стремление к которой скрывается за красивой вывеской. Подобный путь представляется апостолу неприемлемым. Он подчеркивает, что каждый должен действовать от сердца, не огорчаясь и не чувствуя никакого принуждения...
Но дело в том, что апостольская мысль как всегда глубже, чем может показаться. Он говорит не только о финансовой щедрости, но и о щедрости духовной. И если смысл денежной помощи для большинства из нас понятен, то смысл душевного участия в жизни другого совсем не очевиден. Человеку можно помочь деньгами, но остаться при этом для него закрытым, не потратить на него душевных сил, не впустить его в свое сердце...
Кто-нибудь может сказать, что если ко всему относиться сердечно, никаких человеческих сил не хватит. И это будет правдой. Но, во-первых, никто и не призывает начинать с того, чтобы сразу открывать свое сердце всему и всем. Это путь святых, которые являются для нас примером, в то время как мы должны постараться быть открытыми хотя бы к некоторым, сначала к ближним, а потом и к дальним. Во-вторых, человек, который вступает на путь открытости, сострадания и душевной щедрости, никогда не бывает одинок. Его сил, конечно, не хватает, но ему на помощь приходит Бог. Апостол не может сделать коринфян щедрыми, это их собственный труд и они должны приложить усилия. Единственное, что он может это, уверять их в том, что Божья помощь придет и приложится к их сердечному желанию. Может показаться, что в человеческой власти очень мало, но на самом деле этого более чем достаточно. Мы не можем стать сразу праведными, не можем стать щедрыми и принять чужого нам человека как своего... Бог понимает наши возможности и ждет от нас в первую очередь правильного стремления... И только тот, кто не боится и вступает на этот путь вдруг узнает, что Божья щедрость безгранична, что Он не торговец на рынке, который смотрит на нас через стрелку весов... Он силен обогатить нас всякой благодатью и умножить плоды нашей праведности многократно, но только мы сами даем Ему эту возможность, открывая свои сердца другим людям.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.