2 Кор., 188 зач., IX, 6-11.
Глава 9.
6 При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.
7 Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
8 Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, 9 как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.
10 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, 11 так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол обращается к коринфской общине с проповедью о щедрости. Историческая основой этой проповеди были нужды иерусалимской общины. Из книги Деяний известно, что первоначально братья и сестры распродавали имущество и вели общее хозяйство. Однако в рамках падшего мира этот проект, как бы мы сегодня это назвали, оказался не очень успешным. Со временем иерусалимская община стала нуждаться в поддержке, которую и осуществляли верующие из других поместных Церквей.
Первые слова, с которых начинается чтение, могут привести нас к мысли о том, что в мире действует закон равного воздаяния: кто будет скупым, у того и жатва будет скупой, и напротив щедрому воздастся щедро. И все бы ничего, но часто за подобными мыслями человеку приходит идея устроить с Богом практически рыночные отношения. Он стремится быть щедрым, но лишь потому, что ждет еще большей щедрости от Бога. Целью оказывается не благо другого, не проявление любви и помощь, а собственная выгода, стремление к которой скрывается за красивой вывеской. Подобный путь представляется апостолу неприемлемым. Он подчеркивает, что каждый должен действовать от сердца, не огорчаясь и не чувствуя никакого принуждения...
Но дело в том, что апостольская мысль как всегда глубже, чем может показаться. Он говорит не только о финансовой щедрости, но и о щедрости духовной. И если смысл денежной помощи для большинства из нас понятен, то смысл душевного участия в жизни другого совсем не очевиден. Человеку можно помочь деньгами, но остаться при этом для него закрытым, не потратить на него душевных сил, не впустить его в свое сердце...
Кто-нибудь может сказать, что если ко всему относиться сердечно, никаких человеческих сил не хватит. И это будет правдой. Но, во-первых, никто и не призывает начинать с того, чтобы сразу открывать свое сердце всему и всем. Это путь святых, которые являются для нас примером, в то время как мы должны постараться быть открытыми хотя бы к некоторым, сначала к ближним, а потом и к дальним. Во-вторых, человек, который вступает на путь открытости, сострадания и душевной щедрости, никогда не бывает одинок. Его сил, конечно, не хватает, но ему на помощь приходит Бог. Апостол не может сделать коринфян щедрыми, это их собственный труд и они должны приложить усилия. Единственное, что он может это, уверять их в том, что Божья помощь придет и приложится к их сердечному желанию. Может показаться, что в человеческой власти очень мало, но на самом деле этого более чем достаточно. Мы не можем стать сразу праведными, не можем стать щедрыми и принять чужого нам человека как своего... Бог понимает наши возможности и ждет от нас в первую очередь правильного стремления... И только тот, кто не боится и вступает на этот путь вдруг узнает, что Божья щедрость безгранична, что Он не торговец на рынке, который смотрит на нас через стрелку весов... Он силен обогатить нас всякой благодатью и умножить плоды нашей праведности многократно, но только мы сами даем Ему эту возможность, открывая свои сердца другим людям.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (10.12.2025)
Первое послание к Тимофею святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
1 Тим., 287 зач., V, 22 - VI, 11

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
С чего начинается благочестивая жизнь верующего человека. С каких молитв, с исполнения каких конкретных церковных правил? Ответ на этот важный вопрос находим в отрывке из 5-й и 6-й глав 1-го послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня в православных храмах
Глава 5.
22 Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым.
23 Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.
24 Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии.
25 Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут.
Глава 6.
1 Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение.
2 Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай.
3 Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии,
4 тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения.
5 Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.
6 Великое приобретение — быть благочестивым и довольным.
7 Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него.
8 Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.
9 А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу;
10 ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.
11 Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.
Что такое благочестие? В нашем представлении, благочестие — это тщательное следование предписаниям христианской традиции. Благочестивый человек — это тот, кто соблюдает разного рода дисциплинарные правила церковного устава. Кто аккуратно исполняет свои обязанности. Кто трепетно относится к святыне. Кто понуждает себя к безупречному нравственному поведению. Зачем? Чтобы Господь дал ему свою благодать. Сегодня апостол Павел добавляет важную деталь, которая существенным образом корректирует это представление. Вносит в него значимое пояснение. По его словам, «великое приобретение — быть благочестивым и довольным». Не просто благочестивым призывает он быть своего ученика и соратника Тимофея, но при этом ещё и довольным.
Термин, который Павел при этом использует, очень примечательный. В греческом оригинале слово «довольный» звучит как автаркиа. В переводе это означает не только довольство, но и самодостаточность. Именно в этом значении это понятие использовалось в практической философии стоиков. Для них автаркия — это одно из ключевых свойств мудрого человека. Тот, кто достиг автаркии, пребывает в состоянии внутреннего безмятежия, в каких бы обстоятельствах он при этом не находился. Это такое состояние духа, которое делает человека независимым от внешнего мира. В самом себе такой человек имеет всё, что ему нужно. Он счастлив.
Почему же это существенное пояснение? Потому что открывает нам нечто важное о той общности, которую основал Христос. Церковь — это не собрание хороших мальчиков и девочек. Это не клуб отличников-пионеров. Скорее, в такой клуб входили книжники, фарисеи и саддукеи, то есть те, кто распял Христа. Церковь — это община людей, которых Господь собрал откуда только смог. Со всех перекрёстков этого мира. Кого-то из дворца, из-за профессорской кафедры, а кого-то прямиком из подворотен, притонов и тюрем. И всем им дал дар довольства. На языке Евангелия — дар блаженства. Дар Царства Небесного. Опыт такой внутренней жизни, когда у тебя есть всё. И ты ни в чём не нуждаешься. И та дисциплина, которую мы называем церковное благочестие, — это всего лишь способ удержать этот дар в своей душе. Но никогда этот великий подарок Бога не рассматривался традицией Церкви как прямое следствие хорошего поведения человека. В противном случае первыми в Царство Божие вошли бы те, кто распял Христа. А в него первым вошёл разбойник.
Как же получить этот дар? Из слов апостола Павла следует, что душа должна прийти в состояние, когда для неё становится отчётливой одна простая мысль: «мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него». Это опыт нищеты духовной. Опыт беспомощности беззащитного ребёнка. У каждого такие состояния были. Но обыкновенно мы бежим от них. Ведь они нам кажутся очень тяжёлыми. Однако именно этот опыт необходим для того, чтобы Бог дал нам безмятежие, и наше благочестие было бы не фарисейским, но стало бы настоящим, Христовым.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 74. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Иногда в трудных ситуациях люди говорят, что не ощущают близости Божией и им кажется, что Господь от них далеко. Но происходит ли это на самом деле? Ответить на этот вопрос помогает 74-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 74
1 Начальнику хора. Не погуби. Псалом Асафа. Песнь.
2 Славим Тебя, Боже, славим, ибо близко имя Твоё; возвещают чудеса Твои.
3 «Когда изберу время, Я произведу суд по правде.
4 Колеблется земля и все живущие на ней: Я утвержу столпы её».
5 Говорю безумствующим: «не безумствуйте», и нечестивым: «не поднимайте рога,
6 не поднимайте высоко рога вашего, не говорите на Бога жестоковыйно»,
7 ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение,
8 но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит;
9 ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из неё. Даже дрожжи её будут выжимать и пить все нечестивые земли.
10 А я буду возвещать вечно, буду воспевать Бога Иаковлева,
11 все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника.
Не раз мне как священнику приходилось слышать от людей, приходящих в храм, что они верили в Бога, а Он не обеспечил им отсутствие проблем. Они могли заболеть, у них могли начаться трудности на работе или с детьми... Прямо как у неверующих, — говорили они. В чём тогда смысл всей этой вашей веры. Когда я слышу нечто подобное, мне вспоминаются новомученики и исповедники Русской Церкви, которые были готовы переживать серьёзные испытания и даже пойти на смерть ради того, чтобы сохранить верность Христу. Недавно я услышал историю священноисповедника Петра Чельцова, который в течение жизни переживал аресты и ссылки, во время которых его жена, как супруга врага народа, вынуждена была практически скитаться. На обратной стороне одной из сохранившихся фотографий его с матушкой, есть надпись: «Сегодня мне исполнилось 75. Мы были молоды и состарились. И о прожитых годах я могу сказать только одно: мы никогда не были оставлены Богом». Сравниваешь претензии наших современников, приходящих в храм, с этим свидетельством и поражаешься той разнице в мировоззрении, которая может быть у людей, одинаково называющих себя христианами.
74-й псалом, который мы сейчас услышали, начинается с очень короткой, обращённой к Богу просьбы: «Не погуби». Псалмопевец, как кажется, переживает не о простых трудностях, не о каких-то вполне сносных испытаниях... Речь у него идёт буквально о погибели, о том, с чем невозможно справиться, точнее о том, с чем может справиться только Бог. Он единственный. Причём эта единственность Бога, как Спасителя, выражается в том, что Асаф, автор псалма, славит Его, потому что для древнего иудея, сказать о Боге, что Он славен — это всё равно, что сказать: Он для меня бесконечно значим, важен, авторитетен, весом, на Него ориентируюсь, от Него жду помощи. Подобное отношение не проходит для древнего певца даром. Оно позволяет Богу прийти к такому человеку, войти в Его сердце. Если ты готов славить Господа только во дни благополучия, во дни испытаний твоё сердце окажется к Нему глухо, и Он не сможет войти в него, чтобы поддержать тебя. Для Асафа же всё ощущается иначе, почему он и говорит Богу: «Славим Тебя, Боже, ибо близко имя Твоё». В этих коротких словах прекрасно раскрывается восприятие иудеями Бога, имя которого часто переводят как «Сущий», но исходя из текста псалма, мы видим, что Бог переживался не просто как некое абсолютное бытие, но как событийствующий, присутствующий и действующий.
Сказать Богу: «Имя Твоё близко» — это как раз выразить главное в мироощущении человека, находящегося в завете. Ведь тогда, когда верующему совсем трудно, когда ему кажется, что Бог его оставил, он верит, что происходит это не из-за Божьего пренебрежения, но из-за его собственного поведения. И тогда он не возмущается, но кается и смиряется перед Творцом, не ропщет, но старается доверять Ему.
Псалом 74. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 74. (Церковно-славянский перевод)











