Жил в одном селении крестьянин — такой бедный, что часто, бывало, и поесть всей его семье нечего. Работать этот мужик не ленился, трудился с раннего утра до позднего вечера, а всё как-то не ладилось, никак из нужды вылезти не мог.
Вот как-то раз под праздник раздобыл бедняк кусок сала да краюшку хлеба, накормил своих ребят и взялся после ужина на скрипке играть.
Танцуют дети, а отец смотрит на них, радуется. Глядит — вместе с ними пляшут какие-то странные человечки: ручки длинные, шейки тонкие, личики уродливые, злобные.
— Эй, а вы кто такие? — спрашивает мужик.
—Мы твои бедки, — отвечают.
— И что вы в моём доме делаете?
— Много у нас разных дел, только успеваем поворачиваться. То пшеницу твою сгноим, то волов уморим, то в твой огород чужих свиней впустим. Целыми днями трудимся, хоть на праздник поплясать.
— А ну кыш из моего дома! — приказал мужик.
Да не тут-то было! Бедки— шасть, и спрятались под печкой.
Понял мужик, что легко от них не избавиться.
— Может, вам неудобно, тесно под печкой сидеть? — спрашивает.
— Удобно, — пищат. — Мы такие, что где угодно можем поместиться.
— Так уж и везде? — говорит мужик. — Неужто даже в моей табакерке?
— Оп! Да мы уже все в ней сидим. А-апчи!
А мужику только этого и надо. Захлопнул он свою табакерку, пошёл к заброшенной мельнице, да и засунул там её под жернов.
С того дня хорошо он зажил. Что ни задумает, во всём ему удача. Появился в его доме достаток, перестали дети голодать. Смотрят на него люди, радуются.
Только один, самый богатый мужик в селе совсем покой от зависти потерял. Досадно ему, что бедняк больше к нему на поклон не идёт. Пошёл он к нему и стал выведывать, отчего тот стал в достатке жить.
А тому разве жалко? Мужик и рассказал без утайки, что прежде бедки все его дела портили, а теперь он их на старую мельницу в ссылку отправил.
Побежал богач на заброшенную мельницу, нашёл там табакерку, открыл крышку и говорит:
— А ну-то, бедки, выходите на волю! Возвращайтесь к своему хозяину!
А бедки в ответ пищат на разные голоса:
— Не пойдём: он плохой, а ты хороший. Ты нас избавил, на волю выпустил — теперь мы с тобой хотим жить, ты наш хозяин.
— Э, нет! — закричал богач. — Не ходите за мной, кого-нибудь другого поищите!
Бросил он табакерку, домой припустился. Дверь на засов запер, сел на лавку, отдышаться не может. А из-под печки знакомые голоса раздаются:
— У тебя под печкой просторно, лучше, чем у нашего прежнего хозяина. Апчхи! Апчхи!
С тех пор пропало у богача всё его богатство. Не зря говорят: в злобе и зависти нет ни проку, ни радости.
(по мотивам украинской народной сказки)
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.