
Жил в одном селении крестьянин — такой бедный, что часто, бывало, и поесть всей его семье нечего. Работать этот мужик не ленился, трудился с раннего утра до позднего вечера, а всё как-то не ладилось, никак из нужды вылезти не мог.
Вот как-то раз под праздник раздобыл бедняк кусок сала да краюшку хлеба, накормил своих ребят и взялся после ужина на скрипке играть.
Танцуют дети, а отец смотрит на них, радуется. Глядит — вместе с ними пляшут какие-то странные человечки: ручки длинные, шейки тонкие, личики уродливые, злобные.
— Эй, а вы кто такие? — спрашивает мужик.
—Мы твои бедки, — отвечают.
— И что вы в моём доме делаете?
— Много у нас разных дел, только успеваем поворачиваться. То пшеницу твою сгноим, то волов уморим, то в твой огород чужих свиней впустим. Целыми днями трудимся, хоть на праздник поплясать.
— А ну кыш из моего дома! — приказал мужик.
Да не тут-то было! Бедки— шасть, и спрятались под печкой.
Понял мужик, что легко от них не избавиться.
— Может, вам неудобно, тесно под печкой сидеть? — спрашивает.
— Удобно, — пищат. — Мы такие, что где угодно можем поместиться.
— Так уж и везде? — говорит мужик. — Неужто даже в моей табакерке?
— Оп! Да мы уже все в ней сидим. А-апчи!
А мужику только этого и надо. Захлопнул он свою табакерку, пошёл к заброшенной мельнице, да и засунул там её под жернов.
С того дня хорошо он зажил. Что ни задумает, во всём ему удача. Появился в его доме достаток, перестали дети голодать. Смотрят на него люди, радуются.
Только один, самый богатый мужик в селе совсем покой от зависти потерял. Досадно ему, что бедняк больше к нему на поклон не идёт. Пошёл он к нему и стал выведывать, отчего тот стал в достатке жить.
А тому разве жалко? Мужик и рассказал без утайки, что прежде бедки все его дела портили, а теперь он их на старую мельницу в ссылку отправил.
Побежал богач на заброшенную мельницу, нашёл там табакерку, открыл крышку и говорит:
— А ну-то, бедки, выходите на волю! Возвращайтесь к своему хозяину!
А бедки в ответ пищат на разные голоса:
— Не пойдём: он плохой, а ты хороший. Ты нас избавил, на волю выпустил — теперь мы с тобой хотим жить, ты наш хозяин.
— Э, нет! — закричал богач. — Не ходите за мной, кого-нибудь другого поищите!
Бросил он табакерку, домой припустился. Дверь на засов запер, сел на лавку, отдышаться не может. А из-под печки знакомые голоса раздаются:
— У тебя под печкой просторно, лучше, чем у нашего прежнего хозяина. Апчхи! Апчхи!
С тех пор пропало у богача всё его богатство. Не зря говорят: в злобе и зависти нет ни проку, ни радости.
(по мотивам украинской народной сказки)
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер