Адрес Спасо-Андроникова монастыря:
Россия, Москва, Андроньевская площадь, 10;
Контактный телефон:8-495-911-45-02;
Как добраться:
До ст. метро "Площадь Ильича" или "Римская", затем пешком по улице Сергия Радонежского, около 10 минут.
Этот монастырь условно можно отнести к разряду «обетных», то есть построенных по данному Богу обету. Митрополит Алексий в августе 1360 года возвращался в Москву из Константинополя и попал в бурю на Черном море. Молясь во спасении от гибели, митрополит дал обет основать обитель во имя Спаса Нерукотворного, эту икону он вез с собою из из Царьграда. Сергий Радонежский, по просьбе митрополита, отпустил своего любимого ученика Андроника, дабы тот стал игуменом новой обители. А позже, когда Андроника причислили к лику святых, монастырь стал называться Спасо-Андрониковым. Таким образом название монастыря состоит как бы из трех составляющих – здесь и имя первого игумена и имя Спасителя и, в определенном смысле, отражен сам факт спасения митрополита. Интересен все-таки наш русский язык, да и такое стечение имен случайным, пожалуй, назвать сложно.
Мало того, в честь спасения митрополита безымянную речку рядом с монастырем нарекли Золотым Рожком, в память о бухте Золотой Рог в Константинополе.
Монастырь был основан на стратегически важном месте, оттого и исторические события, особенно военные, касались и обители.
Уже через 20 лет после основания монастыря митрополит Киприан благословлял здесь Дмитрия Донского, который возвращался победителем с Куликова поля. Пзже сын его Князь Василий Дмитриевич с войском отправился отсюда в поход на Тамерлана. С регулярностью раз в двадцать тридцать лет его разоряли войска Тохтамыша, ханов Едигея, Сеид-Ахмета и Девлет-Гирея. Позже не обошли его стороной поляки с литовцами.
Монастырь в итоге приходилось неоднократно восстанавливать. В конце 1420-х годов на месте деревянной церкви построили белокаменный Спасский собор – сейчас это самый древний московский белокаменный храм за пределами Кремля. И еще важный момент – историки считают, что после постройки Спасский собор расписал Андрей Рублев в паре с Даниилом Черным.
В 1505 году в монастыре выстроили трапезную - одну из немногих сохранившихся в Москве кирпичных построек 16 века. В том же столетии Андроников монастырь стал одним из центров русской книжности — здесь начали переписывали книги.
Трагической для монастыря стала война 12 года. Перед сдачей Москвы архимандрит Феофан успел вывезти ризницу и прочие ценности. Но в ночь на второе сентября французы разбили ворота, ворвались в монастырь, и начался грабеж. Затем до монастыря дошел сильнейший пожар из Заяузья. Обрушился барабан Спасского собора, сильно пострадали и другие постройки. После войны обитель принялись восстанавливать, но процесс шел долго, хотя в восстановлении помогали многие знатные московские семейства.
В 1922 году Андроников монастырь закрыли. И даже собрались было сносить, но Петр Барановский и Игорь Грабарь сумели добиться решения об устройстве в монастыре Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Считается, что Рублев не только расписывал Спасский собор, но и был иноком этого монастыря, провел здесь последние годы жизни, умер и был похоронен здесь же, хотя точное место захоронения неизвестно.
В Спасском же соборе сейчас идут богослужения, однако церковь пока лишь арендует храм у музея. Впрочем, думаю все изменится к лучшему.
Адрес сайта: http://spaso-andronikov.cerkov.ru/
Схема проезда:
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер