
— Ну, докладывай, каких высот достигла?
— Да ну, каких высот. Я вот сижу, мучаюсь, не знаю, как на вопрос отвечать.
— А ты не мучайся. Просто в двух словах.
— Ну, если в двух словах... Я — мама!
Это был фрагмент из кинофильма «Однажды двадцать лет спустя». Главную героиню, Надю Круглову, пригласили на телепередачу, посвящённую встрече одноклассников. Но как же трудно придумать, что ответить на главный вопрос программы: чего она достигла за те двадцать лет, что прошли с момента её последнего школьного звонка? Ведь она не стала ни учёным, ни поэтом, как некоторые её школьные товарищи. Она — мама. Мама десятерых детей!
Фильм был снят в 1980 году по сценарию Аркадия Инина. На сюжет сценариста натолкнула статья в «Литературной газете» — открытое письмо женщины, воспитывающей десять детей. Она рассказывала о своей большой семье, о непростой, но счастливой жизни. Письмо поразило и глубоко тронуло Инина. Он написал киносценарий, а воплотить историю на экране взялся режиссёр Юрий Егоров.
Добрая, светлая картина была тепло принята зрителями и кинокритиками, которые отмечали нетривиальный сюжет и остроту затронутой тематики. Так, например, журнал «Советский экран» писал, что фильм без громких слов и нравоучений открывает новые грани прекрасного, традиционного образа женщины-матери. А другое, не менее популярное издание «Искусство кино» отмечало, насколько правдиво и убедительно раскрывается в фильме главная его идея — любовь и семья как важнейшие ценности человеческой жизни.
Интересно, что воплотить столь сложную сверхзадачу создателям картины удалось в лёгком жанре лирической комедии. Фильм «Однажды двадцать лет спустя» режиссёра Юрия Егорова смотрится на одном дыхании, заставляет улыбаться и душевно согревает. Тепло сквозит буквально в каждом кадре, в диалогах героев. И даже в эпизоде, когда Надя горько плачет, жалуясь мужу на усталость, на то, что единственная её мечта — выспаться. Ведь это просто жизнь. Надя выбрала её добровольно, и другой для себя не мыслит. А когда муж, в попытках утешить супругу, предлагает ей больше не рожать детей, она искренне возмущается.
— Я днём и ночью хочу спать. Много-много лет. Я хочу только спать. Ой, я больше не могу...
— Надюш, ну не хочешь, не надо, Надюш. Ну не будет у нас... Ну не будет Машки. Ну, что? Ну не будет.
— Ну как это не будет Машки? Ой, ну ты дурачок!
Надю Круглову в картине талантливо и ярко сыграла Наталья Гундарева. Сценарист фильма Аркадий Инин и режиссёр Юрий Егоров изначально видели в главной роли только эту актрису. И Наталья оправдала их надежды. В её героине столько любви, столько нежности, сердечного тепла, самоотверженности! Сама Гундарева признавалась, что, работая над ролью, хотела, чтобы зрители могли сказать: моя мама так же улыбалась; моя мама так же решала со мной задачки, так же радовалась. И у актрисы это получилось!
Ну, а саму суть не только фильма, но, пожалуй, и вообще жизни в многодетной семье, главная героиня фильма Надя высказала в одном из запоминающихся эпизодов. К многодетным Кругловым приехала делегация из Франции — посмотреть и расспросить, как живёт такая большая и дружная семья.
— Как по-вашему, что нужно делать, чтобы больше детей рождалось?
— Не знаю, мне кажется, что нужно немножко забыть о себе, понимаете? И всё время только думать о них.
И всё-таки большого, любящего сердца Надежды хватает на то, чтобы думать обо всех. О детях, о любимом муже, который во всём её поддерживает. В картине видно, как умело налажен быт в семье Кругловых — старшие дети помогают Наде, и у неё остаётся время на себя и на супруга. И на то, чтобы съездить в Москву, на ту самую телепередачу, где на сложный вопрос у неё вдруг найдётся простой и искренний ответ. Фильм Юрия Егорова «Однажды двадцать лет спустя» — это тоже ответ. Радостное «да» большой семье.
Деяния святых апостолов

Деян., 10 зач., IV, 1-10.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Что такое вера? Казалось бы, ответить на данный вопрос очень просто. Но не тут-то было. Вера — глубокое и многогранное даже не чувство, а явление, феномен. О природе настоящей крепкой веры и её антиподах — сомнению и маловерию — говорит нам отрывок из 4-й главы книги Деяний святых апостолов. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 4.
1 Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи,
2 досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых;
3 и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер.
4 Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.
5 На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники,
6 и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического;
7 и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это?
8 Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские!
9 Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен,
10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.
Апостолы Пётр и Иоанн Богослов, укреплённые благодатью Святого Духа, дерзновенно проповедуют жителям Иерусалима. Свои слова они подкрепляют чудесами. Например, по молитве учеников Христовых от хромоты избавляется известный всему городу нищий хромой. За всё совершённое Петра и Иоанна арестовывают и приводят на заседание синедриона — религиозного суда древнего Израиля. Между судьями-первосвященниками и апостолами начинается диалог. Диалог, в котором духовный настрой учеников Христовых противостоит напору гонителей Церкви, их сомнениям и маловерию. И мы с вами видим, как в этом противостоянии многогранно проявляет себя вера апостолов.
В их лице мы видим, что вера, в первую очередь, это, конечно же, уверенность. Речь идёт об убеждённости человека в существовании кого-либо или чего-либо. В случае с религиозной жизнью — в бытии Бога. Интересно, что данный вид веры не подразумевает автоматически исполнение заповедей Господних — добродетельной жизни. Об этом ярко пишет апостол Иаков: «ведь бесы веруют и трепещут». Злые духи точно знают, что Бог есть. Но это никак не облегчает их тёмное существование. Верой как уверенностью обладали некоторые революционеры, проповедники атеизма. Они знали, что Господь существует, но сознательно Ему противились. Конечно же, апостолы точно знали, что Бог есть, что Христос — Сын Божий. Но их вера не ограничивалась исключительно убеждённостью, что Господь существует.
На примере Петра и Иоанна мы видим второй аспект веры — доверие. Здесь речь идёт уже не только о рассудочной вере, но сердечном стремлении человека жить в согласии с волей Божией. Христианин любит Господа, доверяет Ему свою жизнь. Примером такой веры был, конечно же, праотец Авраам. Услышав голос Божий, он оставил прежний дом и отправился в долгое путешествие. На протяжении жизни праотец неоднократно проявлял свою крепкую веру-доверие, ставшую по слову апостола Павла основой праведности Авраама. Апостолы Пётр и Иоанн, а вместе с ними вся древняя Церковь жили в доверии ко Христу, имея надежду на то, что Сын Божий будет рядом и в дни радости, и в дни скорби. Последние же особенно требовали третьего аспекта веры — веры как верности.
Верность предполагает, что человек уже не только стремится доверять Богу, но и искренне исполняет Его заповеди. Даже если тому имеются препятствия. Веру-верность явили миру и апостолы, и многочисленные христианские мученики, жившие не только в эпоху древнего Рима, но и в недавнем прошлом. В течение 70 лет в нашей стране Православная Церковь была гонима безбожной властью, от рук которой пострадало множество священнослужителей и простых верующих. Огромное число наших соотечественников стало примером удивительной и истинной верности Богу. И конечно же — мы как новое поколение христиан призваны не посрамить память предшественников, но явить миру пример веры и как убеждённости в существовании Бога, и как доверия Его промыслу, и, безусловно, как верности заповедям Христовым. Только в данном случае мы можем надеяться, что будущее Церкви нашей окажется относительно спокойным.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать тюремное служение Самарского фонда просвещения «Вера»
Тюремное служение — одно из основных направлений работы самарского фонда просвещения «Вера». У него есть два уникальных проекта. Команда фонда организует вещание радио ВЕРА в местах лишения свободы. На сегодня эфир Светлой радиостанции охватил более трёхсот исправительных учреждений России. И теперь в их стенах регулярно звучит Евангельская весть! Кроме этого, фонд просвещения «Вера» проводит для осуждённых курсы по иконописи. Это даёт людям возможность стать ближе к Церкви и Богу, а также освоить новую профессию.
Многие, из тех, кто находится в местах лишения свободы, видят особое утешение в росписи икон и в программах радио ВЕРА.

«Недавно произошёл интересный случай, — делится сотрудник фонда Константин Бобылев. Нам написал мужчина из Рязанской области, с которой мы ещё не работали. Он обратился с просьбой запустить вещание Радио ВЕРА в его колонии. Кроме этого, мужчина хотел освоить иконописное дело. Каким-то образом он узнал об этих возможностях. К письму осуждённый приложил несколько своих рисунков с изображением Богородицы и святого Спиридона Тримифунтского. Видно, что у человека есть талант и рвение послужить Богу таким вот образом. Постараемся ему помочь», — говорит Константин.
Помимо этого, в планах у фонда продолжить работу по запуску вещания Радио ВЕРА в колониях России.
Вы можете поддержать тюремное служение Самарского фонда просвещения «Вера», оставив любой благотворительный взнос на его официальном сайте. Собранные средства пойдут на покупку оборудования для организации вещания Светлого радио и материалов для занятий иконописью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Социальное служение и вера». Инесса Панченко

У нас в гостях была руководитель телестудии для воспитанников детских домов «МоЁжТв», сестра милосердия Елизавето-Варваринского сестричества, тележурналист Инесса Панченко.
Мы говорили с нашей гостьей о вере, творчестве и социальном служении. Главной темой беседы стало то, как воспитанники детских домов, вовлекаясь в изучение тележурналистики, раскрываются, находят в себе новые таланты и меняют свою жизнь.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер