— А Вы знакомы с маркизами или графами, мистер Хопс?
— Нет! И знать не хочу! Ни один тиран не будет сидеть на моих бочках с яблоками!
— Возможно, графы не такие уж плохие...
— Ошибаешься! Они гордые! Это у них внутри. Они очень плохие!
Именно с этого диалога главного героя, мальчика Седрика, со своим взрослым другом Хопсом фактически начинается кинокартина «Маленький лорд Фаунтлерой». Фильм снят режиссёром Эндрю Морганом по мотивам одноимённой повести Фрэнсис Бёрнетт и вышел на экраны в 1995 году. Вся дальнейшая история, которая разворачивается перед глазами зрителя — полное драматизма преодоление семейного разрыва, произошедшего из-за роковых сословных предубеждений. Преодоление совершится лишь через поколение, ибо оно по плечу только чистому детскому сердцу.
Главный герой — восьмилетний Седрик — живёт с мамой в маленьком скромном американском городке. Он очень добрый и справедливый по своей натуре, за что друзья его любят и уважают. Об отце мальчик знает только из рассказов матери, но однажды утром Седрик услышал о нём шокирующие подробности из уст неожиданного гостя — английского адвоката. Адвокат сообщает удивлённому мальчику о графском титуле его отца и о том, что забирает его, единственного наследника титула лорда Фаунтлероя, в Англию к деду. А мать убеждает юного «демократа» — так мальчик называл себя и своего друга Хопса — в правильности принятого решения об отъезде как нравственного и ответственного.
— Боюсь у нас нет выбора, Сэдди. Ты будешь графом, хочешь ты или нет. Вопрос в том, будешь ты хорошим, ответственным графом, или плохим и легкомысленным. Понимаешь?
— Но никто из мальчиков не хочет быть графом.
— Так каким графом будешь ты?
— Ну, наверное, хорошим. Если это необходимо.
— Я знала, что ты так скажешь. Я тобою горжусь.
Мальчик воспитывался своей матерью в глубоком почитании благородства и сострадания. А с другой стороны, — в искреннем уважении к отцу, Седрику-старшему, погибшему от лихорадки, и, как ни парадоксально это может показаться, к деду, которого тоже никогда не видел. Парадоксальность здесь в том, что дед, граф Фаунтлерой, изгнал из дома своего младшего сына, Седрика, за непослушание и желание жениться не на английской аристократке, а на простой американке.
Весь сюжет фильма Эндрю Моргана «Маленький лорд Фаунтлерой» представляет собой инверсию евангельской притчи о блудном сыне. Кинолента и напоминает библейскую притчу, когда младший сын покидает дом отца и отправляется в чужую страну, где начинает терпеть бедствия, и в то же время в ней роли меняются местами. В фильме не младший, а старший сын графа, оставшийся в доме отца, растрачивает отцовское наследство с блудницами, а младший сын, наоборот, становится честным и благородным борцом за настоящую любовь. Эти высокие качества передаются затем его собственному сыну, главному герою фильма маленькому Седрику. И в итоге Седрик-младший возвращается в дом графа не для того, чтобы искать прощения, а наоборот — смягчить ожесточённое сердце старого графа, вернуть в него любовь и простить, вместо отца, за несправедливость.
По сравнению с притчей о блудном сыне в сюжете фильма фактически все главные роли поменялись местами. Но по сути своей в семейной истории раскрывается подлинная глубина евангельского смысла притчи о победе настоящей любви над многолетней злобой и окаменением сердец. Той любви, которая, по слову апостола Павла, «не ищет своего» и «никогда не перестаёт». И которая прорывается в признании старого лорда адвокату Хэвишему:
— Хэвишэм, если бы мне сказали, что я полюблю ребёнка, я не поверил бы. Я всегда ненавидел детей, а своих больше чужих. Но я его люблю, и он любит меня. Меня никто не любит, и не любил, а он меня любит.
Лорд искал лишь законного наследника, чтобы сохранить родовое имение и фамилию. А нашёл чистое детское сердце, готовое пожертвовать всеми имениями ради любви.
В Англии для Седрика, как, впрочем, и для старого лорда начинается новая жизнь, полная неожиданностей и испытаний. Станет ли мальчик наследником лорда и, что намного важнее, поистине родной ему душой? Сможет ли доброта и любовь в итоге сотворить чудо? Ответы на эти вопросы — в фильме Эндрю Моргана «Маленький лорд Фаунтлерой», который стоит посмотреть всей семьёй.
Певчие из Москвы. Наталья Сазонова
Я — из молодёжи девяностых. В то время многие мои ровесники приняли Крещение . Стали ходить в храм. Кто тайно, кто открыто. Мы объединялись и сплачивались вокруг Церкви. Восстанавливались храмы. Церковь нуждалась в кадрах.
Мои друзья поступали учиться в духовные школы. По окончании становились священнослужителями, певчими, иконописцами.
Тогда я считала, что возрождение Церкви — дело молодых. И как будто не замечала в храме старшее церковное поколение. Но однажды...
Мне позвонил друг — молодой священник. Рассказал, что месяц назад получил назначение на далёкий сельский приход. Приехал, говорит, на место, а на станции встречают: главный агроном бывшего колхоза и местные бабульки — вот и вся община. Пошли первым делом храм осмотреть. От увиденного опустились руки. Здание громадных размеров, полуразрушенное . В советское время в храме был кинотеатр.
Бабульки заверили: «Соберём народ, расчистим место для службы». И расчистили. Первую службу назначили на кануне воскресного дня, в субботу вечером. К службе тщательно готовились: алтарь обустроили, иконостас поставили, купили нужные церковные книги. Осталось певчих найти.
Батюшка знал, что моя сестра училась на дирижёра церковного хора и пела в храме. Поэтому и позвонил мне с просьбой — найти певчих.
Мы нашли еще двух человека и в вчетвером отправились на тот приход. Батюшка, встретил, привез в храм. Повел показать, где будем петь. Народ с разных деревень собрался.
храм полон. Люди расступаются, пропускают, шепчутся: «Певчие из Москвы приехали. Батюшка певчих-то из Москвы привёз!» Мы невольно ощущали нашу значимость в этой службе.
Встали за загородку для хора- клирос. Там уже две бабульки стояли. Одна чтец — Вера Николаевна, лет 70. Другая, певчая баба Анна, маленькая худенькая старушка с узенькими, почти закрытыми глазами.
Места для хора мало. Мы ноты разложили. Сами встали впереди, бабе Анне встать сзади предложили. Началась служба. Пели слаженно. И вдруг, выясняется, что у нас нет нужной книги, в которой текст молитв воскресной службы. Нам по ней петь, а её батюшкины помощники забыли принести из церковной сторожки. Поздно спохватились. А Вера Николаевна как будто не заметила нашего замешательства. Прочла нужный стих по своей книге и ждёт. Дальше мы петь должны, а мы молчим...
И вдруг голос бабы Анны; поет нужный текст. Все обернулись на бабу Анну. Голова ее была приподнята вверх, глаза закрыты, голосочек тоненький. Поет наизусть. Мы потом узнали, что бабушка Анна — почти слепая.
Когда она поняла, что поёт одна, смутилась, замолчала. Мы зашептали: «Пойте, пойте». Так баба Анна пела все нужные тексты наизусть, пока книгу не принесли. Я смотрела на неё с благоговением.
Какая величина духа и веры в этой маленькой старушке. Вот она — настоящая певчая! Певчая из далёкой глубинки. Она знала наизусть всю воскресную службу. Никакой недуг, никакая немощь не стёрли из её памяти слов молитвы. Она славила воскресшего Христа в своём сердце.
Мы не раз ещё приезжали к батюшке. Пели на службе. Баба Анна была непременно в храме, на клиросе. Становилась, по-своему смирению, сзади нас. Словно ангел-хранитель...
Умерла баба Анна в субботу вечером, под воскресный день.
Мы приехали с ней проститься.
Я смотрела на неё в последний раз и думала: возрождение Церкви- не только дело молодых. Это общее дело! Ведь сохранили её для нас вот такие бабы Анны! Сохранили своей верой!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение
Василий Меркурьев и Ирина Мейерхольд
В 1934 году на киностудии «Ленфильм» снимали картину «Инженер Гоф». Режиссёр Борис Шпис был счастлив: на одну из главных ролей ему удалось заполучить известного актёра ленинградского театра имени Пушкина — Василия Меркурьева. Нужно было отвезти ему сценарий картины, и режиссёр попросил об этой услуге свою ассистентку — Ирину Мейерхольд. Дочь знаменитого театрального режиссёра, Ирина Всеволодовна с юных лет шла по стопам отца. К моменту прихода на «Ленфильм» за её плечами уже был актёрский, режиссёрский и преподавательский опыт. Меркурьева Ирина не раз видела на сцене. И всегда восхищалась его тонкой и талантливой игрой.
Актёр радушно встретил девушку и усадил пить чай с пирожками. Поблагодарил за сценарий и сказал, что на днях уезжает на гастроли в Сочи. А к съёмкам сможет приступить, как только вернётся в Ленинград. На том и распрощались. Вроде бы, обычная деловая встреча. Но, возвращаясь домой, Ирина почему-то всё время думала о Меркурьеве, и сердце её радостно билось. Василий тоже не мог забыть хрупкую девушку с огромными, глубокими чёрными глазами. На гастроли актёр уехал с мыслями о ней.
Съёмки картины, между тем, откладывались из-за его долгого отсутствия. Режиссёр нервничал и однажды заявил Ирине: если через три дня Меркурьев не явится на площадку, ему найдут замену. Мейерхольд спешно отправила в Сочи телеграмму: «Приезжайте, мы простаиваем». И подпись: «Целую, Ирина». «Сама не знаю, как смогла такое написать», — смеялась впоследствии Ирина Всеволодовна. Девушкой она была скромной. Просто ей очень хотелось, чтобы Меркурьев приехал и снялся в картине. Но третий день был на исходе, а актёр всё не появлялся. Съёмочная группа собралась в режиссёрской, чтобы обсудить, что делать. Вдруг дверь распахнулась, и на пороге показался Василий. Широко улыбаясь, он отыскал глазами Ирину и прокричал: «Мейерхольд, вы мне должны поцелуй!» Девушка смотрела на Меркурьева, и ей казалось, будто после долгой разлуки она встретилась с самым родным и близким человеком. «Я люблю его», — призналась сама себе в тот вечер Ирина. А через несколько дней Василий рассказал ей о своей любви. И предложил руку и сердце.
Меркурьев и Мейерхольд поженились в 1934-м, сразу после завершения съёмок. Их союз стал и семейным, и творческим. Вместе они преподавали сценическое мастерство молодым актёрам в театральных вузах Ленинграда, объездили едва ли не весь Советский Союз, создавая в провинции профессиональные театральные труппы. А потом пришёл 1939 год. Отца Ирины, Всеволода Мейерхольда, арестовали и расстреляли. Точно такая же участь постигла и родного брата Василия — Петра Меркурьева. Супруги стойко переживали горе, поддерживали друг друга. Они усыновили троих племянников, и в семье стало четверо детей — родная дочь Ирины и Василия, Анна, родилась в 1935-м. Во время Великой Отечественной войны, когда семья находилась в эвакуации, появился на свет их сын Пётр. Именно он впоследствии оставил немало ценных воспоминаний об отце и матери. «Их отношения были каким-то чудом, — писал о родителях Пётр Васильевич Меркурьев. — Они прожили вместе больше сорока лет, и чувства их всегда оставались свежими».
После расстрела отца Ирину, как дочь «врага народа», уволили с работы. Ответственность за большую семью полностью легла на плечи Василия Васильевича. Работал он много. Один за другим выходили фильмы с его участием: «Небесный тихоход», «Золушка», «Повесть о настоящем человеке». А после напряжённого трудового дня на съёмочной площадке или в театре, Меркурьев помогал жене по дому. Или ехал на дачу. По рассказам сына, Василий Васильевич всё время там что-то строил и усовершенствовал: огород, теплицы.
В середине 50-х, после реабилитации Всеволода Мейерхольда, Ирина Всеволодовна снова смогла выйти из тени и работать. Она сняла документальный фильм о жизни и творчестве любимого мужа. А в 1978-м Василия Васильевича не стало. Ирина Мейерхольд пережила супруга на три года. И всё это время жила только одной мыслью — о том, что в вечности они с Василием обязательно встретятся.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
27 апреля. О благодати
В 12-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом».
О благодати, — священник Константин Кокора.