«Он был просто отцом. Такой же папа, как у других детей, — добрый, сильный, любящий», — так говорила о прославленном маршале Победы Георгии Константиновиче Жукове его младшая дочь Мария.
Мария Георгиевна появилась на свет в 1957 году, когда Жукову уже исполнилось шестьдесят. «У нас родилась Машенька», — записал он в своём дневнике. В то время Георгий Константинович занимал пост Министра обороны Советского союза. Огромная занятость и постоянные разъезды не позволяли ему проводить много времени с новорождённой малышкой. Но в письмах к своей супруге, Галине Александровне Жуковой, он всегда спрашивал о дочери. «Береги её, она у нас чудесная», — писал маршал. Первое время после рождения Марии маршал так редко бывал дома, что интересовался у жены, на кого девочка становится похожа — на папу или на маму? И признавался: «Я хотел бы, чтобы она была больше похожа на меня, но непременно с твоими глазами, которые я очень-очень люблю».
А вскоре в жизни Жукова наступил непростой период. Маршал неожиданно подвергся жёсткой критике со стороны партии и правительства. Его голословно обвинили в ошибках, которые он якобы допустил во время Великой Отечественной войны, лишили государственной должности. Маршал очень переживал по этому поводу. Однако в своей опале он увидел и положительную сторону: теперь он мог всё время проводить с семьёй, воспитывать дочку.
Мария Георгиевна вспоминает это время как самое счастливое в своей жизни. Жуковы жили в подмосковном Рублёво, в доме, окружённом лесом. По утрам они с отцом ходили туда за грибами и ягодами. Однажды Георгий Константинович подарил дочке спиннинг и взял с собой на рыбалку. Сам маршал в тот день так ничего и не поймал. Зато Маша вернулась домой с уловом — поймала три больших судака.
Маршала Жукова часто представляют суровым воином. Но дома, рядом с любимой дочкой, от этой суровости не оставалось и следа. Георгий Константинович баловал Машу, с большой охотой принимал участие в её играх и детских забавах. Например, как-то раз девочка решила написать папин портрет с натуры, и маршал довольно долго и совершенно серьёзно ей позировал. Мария Георгиевна вспоминала: «Бежишь к нему сломя голову, зажмёшь в руке какое-нибудь найденное в лесу пёстрое птичье яичко... Он всегда рад, погладит по голове, скажет что-нибудь ласковое».
Маше было семь лет, когда Георгий Константинович повёз её в Троице-Сергиеву Лавру. И хотя подробности этой поездки не сохранились в памяти Марии Георгиевны, она запомнила ощущение радостного, светлого праздника.
Дома Жуковы устраивали вечера классической музыки — заводили граммофон, ставили пластинки с ариями из опер. Или затевали в саду чаепитие с настоящим русским самоваром. Дни и годы пролетали в атмосфере добрых семейных традиций, тепла, любви, заботы друг о друге.
В 1974 году, накануне 17-летия дочери, Георгий Константинович перенёс инфаркт, после которого так и не смог встать на ноги. Он долго болел, и всё это время Мария Георгиевна была рядом с отцом. Понимая, что конец близок, Жуков старался утешить дочь: «Я скоро умру, но буду наблюдать за тобой и в трудную минуту приду», — говорил он.
Память о Георгии Константиновиче Мария Георгиевна увековечила в своей книге «Маршал Жуков — мой отец». На её страницах она поделилась с читателями частичкой той любви, которую подарил ей любимый папа — сильный, мужественный, героический. И при этом — самый обыкновенный. Такой же, как у всех.
Деяния святых апостолов
Деян., 1 зач., I, 1-8.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Если мы внимательно читали Евангелие, то могли заметить, что Господь постоянно говорит Своим ученикам о тайне Царства Небесного. Церковь утверждает, что хранит эту тайну до сих пор. О чём же идёт речь? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
После Светлого Воскресения Христос продолжает являться Своим ученикам на протяжении сорока дней. Как слышим мы сегодня из чтения книги Деяний святых апостолов, Спаситель рассказывает им о Царствии Божием. Может показаться, что Христос передаёт апостолам какое-то особое учение, которое не вошло в Евангелие и которое доступно лишь узкому кругу посвящённых. Благодаря этому тайному знанию ученики становятся сверхлюдьми, в распоряжении которых оказываются какие-то сверхспособности. Однако дальнейшее повествование свидетельствует, что это не так.
После того как Христос призывает апостолов не уходить из Иерусалима и дожидаться сошествия Святого Духа, они в недоумении спрашивают: «не сейчас ли, Господи, ты восстановишь Израильское царство?» Очень показательный вопрос. Апостолы задавали его Спасителю с самого начала их совместного путешествия. С самого момента своего призвания они ждали, что Христос прогонит римлян и вернёт еврейскому государству былую славу.
Однако, посмотрите, как Господь милостив. Как Он терпелив. С какой кротостью Он переносит это невежество Своих учеников. Он видит, что несмотря на всё произошедшее, ложные представления о Мессии всё ещё сидят в их головах. Суть Его учения о Царстве Небесном до сих пор ими не усвоена. А потому Он и отвечает им уклончиво: «не ваше дело знать времена или сроки». Иными словами, ваше дело дождаться сошествия Духа, получить от Него силу, начать проповедь и тогда вы всё поймете сами. Вы получите все необходимые ответы.
Так и случилось. Пришёл обещанный Дух, апостолы начали свидетельствовать о Христе людям, и ложные ожидания в их голове испарились. Потребность учеников в грандиозных внешних преобразованиях исчезла, будто её и не было. Великая духовная реальность, которую они до этого ощущали лишь смутно, в полноте открылась в их сердцах. Уже во время своей жизни они стали полноценными участниками Царства Мессии.
В той или иной степени каждый из нас исполнен ложных представлений и предрассудков о духовной жизни. И, пожалуй, не самый последний из них — это постоянное ожидание значимых изменений. Я словно всё время жду, что однажды Господь откроет мне какую-то тайну. Тогда моя жизнь изменится. Всё резко станет лучше. Евангелие напоминает нам сегодня: все грандиозные изменения уже произошли. Дух Святой уже сошёл. А потому великая тайна христианства заключается в том, что нет на самом деле никакой тайны. Евангелие Христово предельно просто — каждый день ищи волю Бога и старайся принести пользу тем людям, которые тебя окружают. Иными словами, преврати свою жизнь в служение. В той мере, в какой это исполняем, нас наполняет благодать Святого Духа. Всё вокруг нас и в нас самих оказывается на своих местах, и в нашем сердце загорается пасхальная радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
«Воскресение Христово и Светлая седмица». Прот. Максим Первозванский
В нашей студии был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о светлом Христовом Воскресении, о богослужениях пасхальной недели, о праздновании в честь Иверской иконы Богородицы, а также иконы «Живоносный источник».