
Фото: Freepik
«Он был просто отцом. Такой же папа, как у других детей, — добрый, сильный, любящий», — так говорила о прославленном маршале Победы Георгии Константиновиче Жукове его младшая дочь Мария.
Мария Георгиевна появилась на свет в 1957 году, когда Жукову уже исполнилось шестьдесят. «У нас родилась Машенька», — записал он в своём дневнике. В то время Георгий Константинович занимал пост Министра обороны Советского союза. Огромная занятость и постоянные разъезды не позволяли ему проводить много времени с новорождённой малышкой. Но в письмах к своей супруге, Галине Александровне Жуковой, он всегда спрашивал о дочери. «Береги её, она у нас чудесная», — писал маршал. Первое время после рождения Марии маршал так редко бывал дома, что интересовался у жены, на кого девочка становится похожа — на папу или на маму? И признавался: «Я хотел бы, чтобы она была больше похожа на меня, но непременно с твоими глазами, которые я очень-очень люблю».
А вскоре в жизни Жукова наступил непростой период. Маршал неожиданно подвергся жёсткой критике со стороны партии и правительства. Его голословно обвинили в ошибках, которые он якобы допустил во время Великой Отечественной войны, лишили государственной должности. Маршал очень переживал по этому поводу. Однако в своей опале он увидел и положительную сторону: теперь он мог всё время проводить с семьёй, воспитывать дочку.
Мария Георгиевна вспоминает это время как самое счастливое в своей жизни. Жуковы жили в подмосковном Рублёво, в доме, окружённом лесом. По утрам они с отцом ходили туда за грибами и ягодами. Однажды Георгий Константинович подарил дочке спиннинг и взял с собой на рыбалку. Сам маршал в тот день так ничего и не поймал. Зато Маша вернулась домой с уловом — поймала три больших судака.
Маршала Жукова часто представляют суровым воином. Но дома, рядом с любимой дочкой, от этой суровости не оставалось и следа. Георгий Константинович баловал Машу, с большой охотой принимал участие в её играх и детских забавах. Например, как-то раз девочка решила написать папин портрет с натуры, и маршал довольно долго и совершенно серьёзно ей позировал. Мария Георгиевна вспоминала: «Бежишь к нему сломя голову, зажмёшь в руке какое-нибудь найденное в лесу пёстрое птичье яичко... Он всегда рад, погладит по голове, скажет что-нибудь ласковое».
Маше было семь лет, когда Георгий Константинович повёз её в Троице-Сергиеву Лавру. И хотя подробности этой поездки не сохранились в памяти Марии Георгиевны, она запомнила ощущение радостного, светлого праздника.
Дома Жуковы устраивали вечера классической музыки — заводили граммофон, ставили пластинки с ариями из опер. Или затевали в саду чаепитие с настоящим русским самоваром. Дни и годы пролетали в атмосфере добрых семейных традиций, тепла, любви, заботы друг о друге.
В 1974 году, накануне 17-летия дочери, Георгий Константинович перенёс инфаркт, после которого так и не смог встать на ноги. Он долго болел, и всё это время Мария Георгиевна была рядом с отцом. Понимая, что конец близок, Жуков старался утешить дочь: «Я скоро умру, но буду наблюдать за тобой и в трудную минуту приду», — говорил он.
Память о Георгии Константиновиче Мария Георгиевна увековечила в своей книге «Маршал Жуков — мой отец». На её страницах она поделилась с читателями частичкой той любви, которую подарил ей любимый папа — сильный, мужественный, героический. И при этом — самый обыкновенный. Такой же, как у всех.
Псалом 128. Богослужебные чтения

Если вы когда-нибудь видели, как плугом вспахивают землю, то, несомненно, удивились, насколько это зрение — завораживает! Казавшаяся скованной неприступной коркой земля вдруг разрыхляется, переворачивается — и открывает свои совсем иные глубины.
Этот образ активно использует псалмопевец Давид в 128-м псалме, который читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем!
Псалом 128.
Песнь восхождения.
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моём орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассёк узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки́ своей, и вяжущий снопы — горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: «благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!»
Не просто так Давид обращается к понятному образу вспахивания: но его образ — пронзителен. Он говорит о том, что на его «хребте» — то есть спине — грешники «вели длинные борозды плугом» — ничего себе такая аллегория долгой, растянутой по времени, непрекращающейся боли! Святитель Иоанн Златоуст так комментирует этот стих: «грешники... строили козни, не как случилось, но с великими усилиями и хитростями, составляя обманы, нападая тайно; выражение: „на хребте моём“ означает или хитрость и коварство, или напряжённость и великую силу; т. е. они старались сокрушить саму силу мою... они козни против праведника обратили в занятие».
Но 128-й псалом, при всём драматизме начала — причём, наверное, едва ли где ещё в Псалтири можно встретить столь «физиологическое» измерение, — заканчивается вполне позитивно: никакие попытки «сломать хребет» праведнику не закончились успехом! Более того: Бог обратил усилия грешников не во вред, а на пользу праведнику!
Нередко, когда нас посещают скорби, или мы становимся объектом чьей-то целенаправленной травли, или просто, как говорят в народе, «куда ни кинь — один клин!» — нам хочется поскорее, любыми способами выбраться из неприятности. И в этот момент очень хорошо вспомнить сегодняшний 128-й псалом — точнее, его образ: на «вспаханной глубокими бороздами» земле жизни праведника — Бог сеет семена Своих благословений! Не было бы такой глубокой «пропашки» — и семена быстро бы погибли: чем тщательнее возделана пашня — тем лучший урожай будет!
Так что, дорогие друзья, не будем унывать в скорбях — а лучше будем представлять себя податливой землёй в руках заботящегося о нас Земледельца!
Псалом 128. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 128. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 128. На струнах Псалтири
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассек узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки своей, и вяжущий снопы - горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: "благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!"
13 июня. О важности изучения православной веры

Во 2-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?»
О важности изучения православной веры — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, христианское учение имеет здравый смысл, логично и непротиворечиво. В отличие от заблуждающегося человека, который может менять свое мнение, лукавить и оправдывать себя, Божье учение стройно, правдиво и истинно. В его свете видны все изъяны и несовершенства.
Ещё Христос напомнил людям древнюю пословицу: «Врач, исцели самого себя», — то есть, прежде чем кого-то учить, что-либо проповедовать, к чему-то призывать, надо, чтобы сам человек соответствовал требованиям, предъявляемым им к другим. И это справедливо.
Писание считает, что лицемерам, двоедушным людям нет места в Царстве Небесном. Поэтому не может войти туда тот, кто говорит одно, а делает другое.
Так апостол Павел и восклицает: «Как же ты, уча другого, не учишь самого себя? Проповедуя не красть, крадешь; говоря: не прелюбодействуй, прелюбодействуешь; гнушаясь идолов, святотатствуешь; хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога».
Если мы замечаем это за собой, то значит, нам надо приложить много усилий, чтобы вера не расходилась с делами. А для этого нужно духовно совершенствоваться, стремиться, чтобы правда Божья стала основой нашей жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема