Роман Михаила Булгакова «Белая гвардия» о семье русских интеллигентов, переживающей ужасы гражданской войны, во многом биографичен. Почти у всех персонажей есть прототипы — из родственников, друзей и знакомых семьи Булгаковых. Прообразом священника — отца Александра — в романе является человек, ныне прославленный в лике святых.
Сегодня мы говорим о священномученике Александре Глаголеве и романе Михаила Булгакова «Белая гвардия».
Место действия — Киев. Время действия — 20-е годы 20 века.
Роман Михаила Булгакова «Белая гвардия» начинается с описания похорон матери главных героев — Алексея и Елены Турбиных. Отпевание совершает отец Александр — священник церкви Николы Доброго в Киеве.
Его прообразом стал протоиерей Александр Глаголев, настоятель киевского храма Николы Доброго, прихожанами которого были Булгаковы. Этот батюшка венчал молодого Булгакова с его первой женой, Татьяной Лаппа, а позже отпевал мать Михаила Афанасьевича.
В романе «Белая гвардия» главный герой — Алексей Турбин — приходит домой к отцу Александру за духовным советом.
— Печаль у нас, отец Александр. Трудно маму забывать, а тут ещё такое тяжёлое время... Главное, ведь только что вернулся, думал, наладим жизнь, и вот...
Он умолк и, сидя у стола, в сумерках, задумался и посмотрел вдаль.
Ветви в церковном дворе закрыли и домишко священника. Казалось, что сейчас же за стеной тесного кабинетика, забитого книгами, начинается весенний, таинственный спутанный лес.
— Что сделаешь, что сделаешь, — конфузливо забормотал священник. (Он всегда конфузился, если приходилось беседовать с людьми.)
— Воля Божья.
В романе «Белая гвардия» автор предает манеру речи священника Александра Александровича Глаголева: его тихий голос, некоторую застенчивость в разговоре с людьми.
Узнаваем и маленький, скромный домишко, в котором жил в Киеве священник, профессор Киевской Духовной Академии Александр Глаголев, его тесный кабинетик, забитый книгами.
Алексей Турбин спрашивает батюшку: как вынести все эти ужасы гражданской войны?
— Тяжкое, тяжкое время, что говорить, но уныния допускать нельзя, — конфузливо, но как-то очень убедительно проговорил священник. — Большой грех — уныние... Хотя кажется мне, что испытания будут еще. Как же, как же, большие испытания, — он говорил всё увереннее.
— Я последнее время всё, знаете ли, за книжечками сижу, по специальности, конечно, больше всё богословские...
Он приподнял книгу так, чтобы последний свет из окна упал на страницу, и прочитал:
— «Третий ангел вылил чашу свою в реки и источники вод; и сделалась кровь».
Ответ отца Александра — строки из «Апокалипсиса» Иоанна Богослова...
Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Белая гвардия» впервые был опубликован во Франции в 1927-1929 годах. Автор еще не знал, какие испытания выпадут на долю Александра Александровича Глаголева, ставшего прообразом отца Александра в его книге.
В 1930 году семью Глаголевых выселили из того самого маленького домика возле церкви Николы Доброго, вся профессорская библиотека была уничтожена.
В октябре 1937 года протоиерея Александра Глаголева арестовали и заключили в киевскую Лукьяновскую тюрьму, где его неоднократно пытали.
Протоиерей Александр Александрович Глаголев скончался 25 ноября 1937 года во время допроса в киевской Лукьяновской тюрьме.
Ныне он прославлен в лике святых новомучеников.
Образ отца Александра появляется на самых первых страницах булгаковской «Белой гвардии». Тихий, интеллигентный священник готовит главного героя романа к предстоящим испытаниям, и твердо говорит о том, что главное — не потерять веру в Бога.
Деяния святых апостолов
Деян., 17 зач., VI, 8 - VII, 5, 47-60.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём», — такие слова произнёс как-то Иисус Христос. Сын Божий указал тем самым на трагическое обстоятельство. Народ, к которому Спаситель по человеческой природе принадлежал, Его не принял. Подобная участь коснулась многих учеников Христовых. Об одном из них, мученике Стефане, повествуется в отрывке из 6-й и 7-й глав книги Деяний святых апостолов. Данное чтение звучит сегодня во время литургии. Давайте послушаем.
Глава 6.
8 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.
9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном;
10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.
11 Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.
12 И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.
13 И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.
14 Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.
15 И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.
Глава 7.
1 Тогда сказал первосвященник: так ли это?
2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран,
3 и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе.
4 Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете.
5 И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен.
47 Соломон же построил Ему дом.
48 Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк:
49 Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?
50 Не Моя ли рука сотворила всё сие?
51 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.
52 Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы,
53 вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.
54 Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами.
55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога,
56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него,
58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла,
59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.
60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.
Слова, которые мученик Стефан произносит перед смертью, напоминают речи ветхозаветных пророков. В особенности, Иеремии, Исайи, — тех, которые были казнены соплеменниками за обличительную проповедь. Современникам пророков крайне не нравилось, что кто-то указывал на их грехи, требовал искреннего покаяния. Вот и святой Стефан, человек праведной жизни, был схвачен и убит за то, что стремился следовать правде Божией.
Что же так возмутило слушателей Стефана? Прежде всего, то, что мученик посягнул, как им показалось, на святое — на авторитет ветхозаветного патриарха Авраама. Неужели Стефан действительно произнёс нечто оскорбительное? Вовсе, нет. Он лишь продемонстрировал слушателям, что прошлое и превратное представление о нём, не есть одно и то же.
Современники Стефана полагали, что уже по происхождению своему они занимают привилегированное место в мире, а за тщательное соблюдение заповедей им полагается гарантированная награда. Мученик же напомнил им, что величайший праведник Ветхого Завета, Авраам, ничего из обещанного ему лично не получил от Бога. Земля обетованная так и не стала собственностью Авраама. У него не родилось множество детей, а имелся только единственный сын — Исаак. Является ли это доказательством ущербности духовного наследия патриарха? Нисколько. Ведь он сам вовсе не нуждался в материальном, не требовал от Господа чуда, но смиренно стремился служить правде Божией.
По зависти и гордости люди казнили Христа. Ровно по той же причине они наложили руки и на Стефана, хотя, как подмечает библейский текст, лицо его было подобно ангельскому и в святости его не было сомнений. Впрочем, легко укорять других за их ошибки. Значительно сложнее взглянуть на самих себя. Сто лет назад наш народ поднял руку на святыню Божию, отправил в лагеря и на казнь множество православных христиан — священнослужителей и мирян. Семь десятилетий вера в нашей стране считалась мракобесием, признаком психического расстройства. Исторический урок, который мы сами себе устроили, поистине горек. Но забывать его нельзя, чтобы не случилось с нами нечто худшее.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Всё это решительно надо терпеть. Не так живи, как хочется, а как Бог велит»
В 1927 году архиепископ Воронежский Пётр Зверев прибыл на Соловки отбывать десятилетний срок заключения. Ссыльный епископат избрал владыку Петра главой соловецкого православного духовенства. Владыка помогал заключённым, возглавлял тайные богослужения. Стремясь уничтожить влияние владыки на узников, власти отправили его на остров Анзер. В январе 1929 года владыка в письме посетовал духовным детям, что шестое Рождество встречает вне дома, не с близкими людьми. Здесь же он написал:
«Всё это решительно надо терпеть. Не так живи, как хочется, а как Бог велит».
Все выпуски программы Слова Святых
«Внутри любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу»
Во второй половине 18 века иеромонах Косма Этолийский проходил духовную подготовку на Святой Горе Афон. Однажды на богослужении он услышал слова Христа о том, что христианин должен заботиться не только о своём спасении, но и о спасении братьев. Эта фраза прозвучала как призыв Божий к действию. Он получил благословение афонских старцев и отправился в Константинополь. Здесь познакомился с патриархом Серафимом Вторым и рассказал ему о своих миссионерских планах. Патриарх одобрил идеи монаха Космы, назначил его главным проповедником Восточной Церкви. Миссионерские путешествия монаха Космы Этолийского продолжались почти двадцать лет. Он побывал в Греции, Малой Азии, странах Балканского полуострова. Боль за непросвещённый народ, забота о ближнем сделали для него просветительское служение смыслом всей жизни. Проповедник Косма говорил:
«Внутри любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу».
Все выпуски программы Слова Святых