— Имя?
— ВА... ВАЛЛ-И
— ВАЛЛ-И? ВАЛЛ-И! ЕВА...
Даже если вы никогда не смотрели мультипликационный фильм Эндрю Стэнтона «ВАЛЛ-И», вам, наверняка, знакомы некоторые из его сцен. Ведь кино-цитаты этого мультфильма уже много лет привлекают внимание в сети Интернет и не теряют своей популярности. Картина Стэнтона названа именем скромного робота-уборщика Валл-и, который оказался последним выжившим обитателем превратившейся в огромную свалку планеты Земля. Но сюжет мультфильма закручивается и вокруг ещё одного героя — Евы. В противоположность Валли, она высокотехнологичный и сложный робот. А цель её прибытия на нашу планету секретна.
Уже в сцене знакомства, казалось бы, бездушные машины начинают проявлять черты человеческого характера. В их разговорах слышатся и смущение первой встречи, и радость зарождающейся дружбы. Валл-и напоминает нам наивного и застенчивого, но смелого юношу, а Ева — дружелюбную, хотя и немного вспыльчивую девушку. Такой режиссёрский ход помогает зрителю принять героев «за своих» и начать им сопереживать.
И Валл-и, и Ева очень одиноки. И если тоска обитателя опустевшей планеты понятна зрителю, то внутреннее одиночество нано-робота связано с представлениями режиссёра о будущем человечества. Ева пребывает на Землю с космического корабля «Аксиома». Этот корабль — своеобразный Ноев ковчег будущего, на котором люди сбежали от мусорных бурь родной планеты Земля.
Жизнь на «Аксиоме» — пародия на потребительскую мечту современного человека. У пассажиров корабля всё своё: неограниченная еда и развлечения, комфортные условия существования и множество роботов-помощников, которые могут избавить от любых хлопот. Но режиссер «Валли» Эндрю Стэнтон показывает нам, как, постепенно облегчая себе жизнь с помощью техники, люди теряют волю и желание трудиться, а вместе с ними и вкус к жизни, и даже возможность самостоятельно ходить. В одной из сцен фильма капитан «Аксиомы» скажет, что его пассажиры не живут, а выживают. В заботах об удовлетворении телесных потребностей, эти люди совсем забыли о существовании души. В сравнении с ними даже роботы кажутся нам куда более человечными. Так, Валл-и, и Ева умеют любить и заботиться о тех, кто рядом. И своим примером герои напоминают другим, что значит чувствовать:
— Гляньте, сколько звезд! Эй! Это же тот... как его?...
— Эй! Вы что...
— Смотрите скорее! Вот там!
— Что? Эй! А я его знаю... Это.. э... Валли... Точно...
— Эй, Валли. Привет, Валли, помнишь меня, я Джон?
— Здрасьте!
— Здрасьте!
Однако речь в фильме идёт не только о способности людей испытывать добрые чувства к друг другу, но и об умении ценить то место, где мы родились. Потребительское отношение человека к родной планете уничтожило её, а бережное отношение робота — дало вторую жизнь. Интересно, что сама задумка мультфильма «Валли» появилась в далеком 1994 году, хотя проблемы экологии в то время ещё не стояли так остро. Но в прокат картина вышла только в 2008-м, когда авторские опасения о загрязнении окружающей среды уже начали сбываться.
Ответственность за состояние родной планеты Земля в конце концов осознает и капитан корабля «Аксиома». Его слова, обращенные к роботу по имени Авто, звучат и для каждого из нас:
— Выходит, что он ошибался!
— Не имеет значение, капитан.
— Что? Даже очень имеет! Земля наш дом. Дом, Авто. И он в беде. Я не могу сидеть здесь и ничего не делать. Я всю жизнь бездельничал, как и все на этом дурацком корабле. Хватит!
Фильм Эндрю Стэнтона поражает своей детальностью. Внимательный зритель найдет в нём много милых мелочей — отсылок к различным произведениям культуры прошлого. Например, роботы часто пересматривают старую кассету с музыкальным фильмом «Здравствуй, Долли» и учатся у киногероев человеческим чувствам. А мы, следя за приключениями добрых роботов Валли и Евы, можем стать немного внимательнее по отношению к окружающим нас людям и природе.
Про принятие себя. Мария Чугреева
Святитель Феофан затворник сказал: «Первый предмет терпения — терпение себя. Терпеть себя — значит, когда видишь свои ошибки и недостатки, то не нужно расстраиваться или возмущаться, тем более, отчаиваться, ибо все это есть признак гордости».
Действительно, мы можем быть недовольными, возмущаться поступками другого человека, и это явно грешно, не по- христиански. Но разве мы задумываемся над тем, что непринятие себя, своей греховности — еще более страшное духовное явление.
Я сама часто говорю; «как я могла так сделать?», как бы, не давая, себе права на ошибку. Но в этом то и заключается духовная проблема — тебе кажется, что какие-то вещи ты уже не совершишь, потому, что чего-то достиг или достигла в духовной жизни!
Еще более страшно, когда вслед за ошибкой испытываешь отчаяние, наступает уныние. Вовсе уходит молитвенный дух, ты уже считаешь, что обращение к Богу бессмысленно, и он тебя, грешную, не услышит. Но «сила Божия в немощи совершается». Мы не можем без помощи Господа избавиться ни от одного греха, не может преодолеть искушение. А лукавый в момент ошибки, проступка затягивает нас в водоворот страшных мыслей: «все бесполезно, я не спасусь, Бог меня не слышит».
Эта ситуация принятия себя, своей греховности по-разному была пройдена апостолом Петром и Иудой, Оба предали Христа, Но Петр покаялся, был оправдан, а после и прославлен Господом, а Иуда не мог по гордости признать свое грехопадение. И попрал самый главный Божий дар — жизнь.
Так и мы, как мне кажется, впадая в отчаяние и «непринятие» себя уничтожаем в себе образ Божий, попираем его замысел, предаем Его. И отходим от Бога, вместо того, чтобы после какого-то «промаха», именно так, как известно, переводится с греческого слово «грех», встать и пойти дальше к цели. А у христиан она неизменна — спасение души!
Дай Бог нам находить силы не поддаваться гордыне, а молиться Богу об осознании того, что мы всего лишь грешные люди...
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение
Игоревская икона Божией Матери
Игоревский образ Божией Матери относится к иконографическому типу Елеуса, что в переводе с греческого означает Умиление. Изображение передаёт исполненное безграничной любви общение Пречистой Девы и Её Божественного Сына. Младенец Христос прижимается щекой к лику Матери, а Она с нежностью склонила к Нему голову.
Название иконы связано с именем святого страстотерпца Игоря, благоверного князя Черниговского. Он жил в двенадцатом веке. Это было время междоусобных войн за Киевский престол между двумя ветвями династии Рюриковичей. В 1138 году к власти в городе с помощью интриг и военных действий пришёл Черниговский князь Всеволод Ольгович. Он игнорировал интересы жителей и настроил их против себя. А умирая, завещал престол своему младшему брату Игорю.
Киевляне принесли присягу новому правителю, но при этом слукавили. Они тайно призвали на престол Переяславского князя Изяслава и помогли ему завладеть городом. Дружину Игоря разбили, а сам он был вынужден скрываться. Беглеца взяли в плен и заточили в сруб без окон и дверей, вкопанный в землю. Пленник тяжело заболел и попросил у Изяслава позволения принять иноческий постриг перед смертью. Тот проявил милосердие, Игорь стал насельником Киево-Печерской лавры и прожил там год. Он строго держал монашеские обеты, дни и ночи проводил в молитве перед иконой Божией Матери.
Игорь был уже далёк от политики. Но в Киеве нашлись люди, которые решили расправиться с князем-иноком. Они ворвались в храм, где Игорь молился, и жестоко убили его. Церковь прославила мученика в лике святых. Икона Божией Матери, перед которой он предстоял в свой последний час, стала называться Игоревской.
Реликвия долгое время хранилась в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. На протяжении веков по молитвам перед ней паломники получали от Богородицы утешение и помощь. Но во время фашистской оккупации в сороковые годы двадцатого века Игоревская икона бесследно исчезла, её местонахождение неизвестно до сих пор.
Однако в Москве, в Третьяковской галерее хранятся два списка чудотворного образа. Оба они выполнены в шестнадцатом веке по распоряжению митрополита Макария. Московский святитель благословил тогда сделать точные копии самых почитаемых на Руси икон. Игоревская была одной из них.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Почему Господь не сразу отвечает на молитвы. Мария Чугреева
Наверняка многие задаются вопросом: почему я прошу Господа, езжу по святым местам, и вроде бы даже, не совершаю больших грехов, но Бог не внимает моим молитвам? Я тоже столкнулась с подобной ситуацией, когда на протяжении долгого времени, ни года и не двух, Господь не отвечал на мои просьбы.
Мне казалось, то, о чем я молила было богоугодным. Я была уверена, что для всемогущего Господа ничего невозможного нет, уж тем более выполнить мою просьбу. Ну почему Он не слышит меня?
Я молилась дома наедине и в храме, приобщая свой голос к десяткам таких же как я, ездила в паломнические поездки, приходила за духовным советом ко многим священникам... И это все происходило с каким-то внутренним убеждением, что вот именно в этой моей настойчивости и заключается вера. Я молилась, но ничего не происходило.
В какой-то момент, показалось, что все это похоже на лабиринт, из которого нет выхода. Обиды на Бога не было, я просто не понимала, что делаю не так? Но потом в какой-то момент я сказала себе: «хорошо, на все воля Божия».
Как часто мы произносим в нашей жизни эту простую фразу, а внутренне не смиряемся. Но вдруг это со мной произошло. И появилось ощущение, напоминающее то, когда в детстве ложишься на воду, и течение несет тебя по реке, и ты не думаешь о том, что может произойти что-то плохое. Я смирилась, приняла ситуацию, склонила голову перед Богом и в этом внутреннем покое ощутила счастье. В этот самый момент Господь дал мне то, о чем я молила столько лет.
Вера проявилась как раз в принятии Божьего Промысла и отречении от своеволия. Это было чудо. Но удивительно другое! Счастье я почувствовала до того, как Господь дал мне просимое. Это было спокойствие от ощущения себя в руках Божиих. И такой духовный опыт невозможно забыть.
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение