2 Кор., 176 зач., IV, 6-15.
Глава 4.
6 Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.
8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; 9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.
10 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.
11 Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, 12 так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.
13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, 14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.
15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В отрывке, который мы только что услышали, апостол Павел, обращаясь к представителям общины города Коринф, указывает на один из важных парадоксов жизни христианина. С одной стороны, Господь дал Своим ученикам беспрецедентный дар — божественную благодать. То есть, особую силу, которая максимально приблизила Его последователей к Богу, позволила им вести высокий, Евангельский образ жизни, некоторым, творить поразительные чудеса. Однако, с другой, это дар не является гарантией того, что ученики и последователи Спасителя будут застрахованы от разного рода скорбей, болезней, притеснений, гонений и даже от насильственной смерти. Страдают, болеют и умирают даже великие святые чудотворцы, не то что простые христиане. Поэтому нашу душу и тело, в которых мы носим божественную благодать, апостол сравнивает с простым глиняным горшком, в котором, тем не менее, хранится бесценное сокровище. Как же так получилось? Неужели вместе со своим бесценным подарком Бог не мог укрепить наше человеческое тело и душу, а также избавить Своих последователей от всех неурядиц, скорбей и самой смерти? На причину того почему Бог не сделал этого сразу и указывает сегодня апостол Павел.
Есть у человека такая особенность, приписывать себе больше, чем он сделал на самом деле. Даже великие святые впадали в грех самомнения, тщеславия и самолюбования. Что говорить, именно по причине гордыни пал самый светлый и талантливый ангел. Тот, у кого не было никакого физического изъяна. А потому немощь нашего тела, его подверженность скорбям — это постоянное напоминание о том, что по своей собственной природе человечек мало на что способен. Эта словно узда, которая сдерживает наше мнение о себе. Напоминает о том, что источник всякого блага является Бог. В нем сосредоточена вся полнота жизни. Лишь Им существует человек. Лишь благодаря Его поддержке, мы может творить истинную добродетель. Поэтому и Христос в Евангелии прямо говорит: «Без Меня не можете делать ничего». В смысле ничего качественного, ничего по-настоящему стоящего с точки зрения Евангелия и вечности. Поэтому и святым в христианской традиции является не тот, кто усилием воли и непрестанными аскетическими упражнениями сумел взять под контроль свое тело и душу, приобщиться тайным знаниям мироздания. Христианский святой — тот, кто сумел осознать простую истину: без Бога я ничего из себя не представляю. Без него все мои начинания, как и я сам, обречены. Лишь в душу такого человека приходит божественная благодать и укрепляет его во всяком его начинании. Но есть и еще одна причина человеческой немощи. Апостол говорит, что мы «всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса». Даже получив дар благодати, мы все еще находимся в начале пути. Наша главная задача повторить путь нашего Учителя. Все мы, пройдя через собственные скорби, немощи и страдания, как и Он должны подняться на свою личную Голгофу. Лишь приобщившись в свою меру к Его подвигу и смерти, мы приобщимся Его жизни и Его воскресению.
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.