
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
2 Кор., 176 зач., IV, 6-15.
Глава 4.
6 Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.
8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; 9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.
10 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.
11 Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, 12 так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.
13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, 14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.
15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В отрывке, который мы только что услышали, апостол Павел, обращаясь к представителям общины города Коринф, указывает на один из важных парадоксов жизни христианина. С одной стороны, Господь дал Своим ученикам беспрецедентный дар — божественную благодать. То есть, особую силу, которая максимально приблизила Его последователей к Богу, позволила им вести высокий, Евангельский образ жизни, некоторым, творить поразительные чудеса. Однако, с другой, это дар не является гарантией того, что ученики и последователи Спасителя будут застрахованы от разного рода скорбей, болезней, притеснений, гонений и даже от насильственной смерти. Страдают, болеют и умирают даже великие святые чудотворцы, не то что простые христиане. Поэтому нашу душу и тело, в которых мы носим божественную благодать, апостол сравнивает с простым глиняным горшком, в котором, тем не менее, хранится бесценное сокровище. Как же так получилось? Неужели вместе со своим бесценным подарком Бог не мог укрепить наше человеческое тело и душу, а также избавить Своих последователей от всех неурядиц, скорбей и самой смерти? На причину того почему Бог не сделал этого сразу и указывает сегодня апостол Павел.
Есть у человека такая особенность, приписывать себе больше, чем он сделал на самом деле. Даже великие святые впадали в грех самомнения, тщеславия и самолюбования. Что говорить, именно по причине гордыни пал самый светлый и талантливый ангел. Тот, у кого не было никакого физического изъяна. А потому немощь нашего тела, его подверженность скорбям — это постоянное напоминание о том, что по своей собственной природе человечек мало на что способен. Эта словно узда, которая сдерживает наше мнение о себе. Напоминает о том, что источник всякого блага является Бог. В нем сосредоточена вся полнота жизни. Лишь Им существует человек. Лишь благодаря Его поддержке, мы может творить истинную добродетель. Поэтому и Христос в Евангелии прямо говорит: «Без Меня не можете делать ничего». В смысле ничего качественного, ничего по-настоящему стоящего с точки зрения Евангелия и вечности. Поэтому и святым в христианской традиции является не тот, кто усилием воли и непрестанными аскетическими упражнениями сумел взять под контроль свое тело и душу, приобщиться тайным знаниям мироздания. Христианский святой — тот, кто сумел осознать простую истину: без Бога я ничего из себя не представляю. Без него все мои начинания, как и я сам, обречены. Лишь в душу такого человека приходит божественная благодать и укрепляет его во всяком его начинании. Но есть и еще одна причина человеческой немощи. Апостол говорит, что мы «всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса». Даже получив дар благодати, мы все еще находимся в начале пути. Наша главная задача повторить путь нашего Учителя. Все мы, пройдя через собственные скорби, немощи и страдания, как и Он должны подняться на свою личную Голгофу. Лишь приобщившись в свою меру к Его подвигу и смерти, мы приобщимся Его жизни и Его воскресению.
3 июня. О почитании Пресвятой Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова праведной Елисаветы о Богородице: «И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа».
О почитании Пресвятой Богородицы — протоиерей Максим Горожанкин.
Размышляя над этими словами Святого Евангелия, мы, православные христиане, понимаем, что сложно переоценить то значение, которое православная Церковь придает почитанию Пресвятой Богородицы.
Совершая богослужения и келейно, мы читаем и слушаем слова «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Сколько слёз было пролито перед иконами Божьей Матери, сколько ответов было получено на горячие молитвы.
И предание Церковное сохранило такую историю. Когда блаженный Андрей, Христа ради юродивый, был восхищен в рай, то он увидел там святых апостолов, увидел святителей и спросил: а где же Божья Матерь? А ангелы Божии сказали ему: Её здесь нет, Она с вами на земле.
Будем же, братья и сестры, молиться Пресвятой Богородице и веровать твердо, что на все наши молитвы Она непременно ответит.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июня. О понимании слов Господа из Евангелия от Иоанна

В 10-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники».
О понимании слов Господа — игумен Лука Степанов.
Из книги Деяний мы узнаём, что во времена Христа имели место различные бунты против оккупантов, против римских завоевателей со стороны иудеев. И некие Иуда и Февда выводили в пустыню, а потом и с разными агрессивными намерениями собирали людей числом до 400 и больше, которые сопротивлялись римскому владычеству, а сами предводители этих восстаний выдавали себя за кого-то великого, в том числе и за Мессию.
И свидетельствует об этом воспитатель самого апостола Павла, говоря иудеям, если и христиане не от Бога, то и их дело разорится так же, как разорил Господь после гибели предводителей этих восстаний, после гибели этих лжемессий и их движений.
Так что слова Господа о том, что правы были те, кто не пошли за этими ложными руководителями и именуют своими овцами тех, кто, увидев в нем пастыря доброго, собираются к нему и следуют за ним.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июня. О почитании Владимирской иконы Божьей Матери

Сегодня 3 июня. Празднество в честь Владимирской иконы Божьей Матери, установленное в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1531 году.
О почитании иконы — протоиерей Владимир Быстрый.
Владимирская икона Божьей Матери — одна из самых древних и почитаемых икон на Руси. Ей посвящены три праздника: 3 июня, 6 июля и 8 сентября.
По преданию, икона написана апостолом и евангелистом Лукой на столешнице от стола, за которым трапезничал Спаситель со своей Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Это один из трёх типов икон, написанных евангелистом. Он носит название «Умиление». Богомладенец, обратив свой взор на свою Пречистую Матерь, нежно прижимается к ней щекой. Икона двухсторонняя: на лицевой стороне образ Богоматери и Богомладенца, а на обороте — престол и орудия страстей Христовых: крест, копьё и трость.
На Руси эта икона находится с 1131 года. Это подарок греческого митрополита Михаила киевскому князю Мстиславу. А в 1155 году князь Андрей Боголюбский перенёс её во Владимир. В 1395 году икона перенесена в Москву. Именно тогда Москва была спасена от нашествия хана Тамерлана.
8 сентября в честь этого события мы празднуем Сретение иконы Божьей Матери Владимирской. А 6 июля мы отмечаем избавление Москвы от нашествия хана Ахмата. В 1480 году при Великом князе Иоанне III хан пошёл на Москву, подошёл к реке Угре, но испугался её переходить и вернулся назад. Это событие стало концом татаро-монгольского ига.
Все выпуски программы Актуальная тема