«Известный богач и очень замечательный человек», — так говорили знакомые о Дмитрии Бенардаки. Ещё его называли «самым дельным человеком России». К нему обращались со своими проблемами лучшие представители творческой интеллигенции 19-ого века: Жуковский, Аксаков, Лермонтов, Гоголь. И неутомимый спонсор Бенардаки никогда не отказывал в помощи.
Дмитрий появился на свет в 1802 году в Таганроге. Его отец был греческим офицером, получившим российское подданство. И сын начинал свою карьеру в гусарском полку. Но в отставку вышел совсем молодым человеком и занялся коммерцией. Преуспел в ней — спустя всего шесть лет Дмитрий уже был владельцем всего винодельческого промысла Петербурга. Потом стал вкладывать деньги в промышленность. Владел пароходством, золотыми приисками, шестнадцатью заводами. В том числе и знаменитым Сормовским. На нём благодаря Бенардаки впервые в России появились паровые машины, токарные станки, подъемный кран. Дмитрий Егорович разглядел талант в молодом инженере Александре Износкове, который установил на Сормовском заводе первую в стране мартеновскую печь.
Гоголь писал о Бенардаки: «От тебя сыплется изобилье и добро на всё». Дмитрий Егорович действительно неустанно занимался благотворительной деятельностью. За неё он получил звание потомственного российского дворянина. Жить спокойно, видя, как много вокруг горя и слёз, Бенардаки не мог. В Петербурге он основал «Общество вспомосуществования нуждающимся учащимся Второй мужской гимназии». Оно платило за обучение детей, одевало их, закупало учебники. Среди великого множества других благотворительных организаций было «Общество земледельческих колоний и ремесленных приютов». Оно помогало малолетним преступникам. Вообще Дмитрий Егорович всегда оказывал удивительное воздействие на детей. Стоило ему только взглянуть на плачущего ребёнка, как тот начинал улыбаться. Так что никого не удивило, когда благотворитель основал общество «Помощь детям», а при нём ясли-приют.
Бенардаки строил храмы по всей России: в Сибири, Башкирии, на Урале. В Петербурге он был попечителем Знаменской церкви. На собственные средства возвёл Греческую Посольскую церковь в тогдашней столице. Всю необходимую утварь и иконы Дмитрий Егорович заказал в Греции. Кстати, там прекрасно знали о самом богатом и знаменитом греке России. Прямой потомок древних афинян Бенардаки никогда не забывал своей исторической родины. В Афинах на его деньги выстроили Национальный музей и библиотеку, университет, православную церковь при русской дипломатической миссии. Дмитрий Егорович щедро помогал и единственному на Афоне русскому Свято-Пантелеимонову монастырю. В благодарность Бенардаки получил от правительства страны звание почетного гражданина Греции.
Один из самых красивых залов своего петербургского дворца на Невском проспекте Дмитрий Егорович бесплатно передал Императорскому Музыкальному обществу. Первый в России общественный концерт камерной музыки состоялся именно здесь. Дмитрий Егорович профинансировал строительство оборонительных сооружений Кронштадта — главной военно-морской базы Российского флота на Балтике. За это Александр Второй наградил благотворителя орденом Святого Владимира.
В 1870 году Дмитрий Егорович ездил в немецкий город Висбаден по делам и внезапно умер от сердечного приступа. Император Александр Второй лично встречал гроб с телом Бенардаки на Николаевском вокзале в Петербурге. Слишком велики были заслуги перед страной основателя благотворительной империи, «русского грека» Дмитрия Бенардаки.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.