«Известный богач и очень замечательный человек», — так говорили знакомые о Дмитрии Бенардаки. Ещё его называли «самым дельным человеком России». К нему обращались со своими проблемами лучшие представители творческой интеллигенции 19-ого века: Жуковский, Аксаков, Лермонтов, Гоголь. И неутомимый спонсор Бенардаки никогда не отказывал в помощи.
Дмитрий появился на свет в 1802 году в Таганроге. Его отец был греческим офицером, получившим российское подданство. И сын начинал свою карьеру в гусарском полку. Но в отставку вышел совсем молодым человеком и занялся коммерцией. Преуспел в ней — спустя всего шесть лет Дмитрий уже был владельцем всего винодельческого промысла Петербурга. Потом стал вкладывать деньги в промышленность. Владел пароходством, золотыми приисками, шестнадцатью заводами. В том числе и знаменитым Сормовским. На нём благодаря Бенардаки впервые в России появились паровые машины, токарные станки, подъемный кран. Дмитрий Егорович разглядел талант в молодом инженере Александре Износкове, который установил на Сормовском заводе первую в стране мартеновскую печь.
Гоголь писал о Бенардаки: «От тебя сыплется изобилье и добро на всё». Дмитрий Егорович действительно неустанно занимался благотворительной деятельностью. За неё он получил звание потомственного российского дворянина. Жить спокойно, видя, как много вокруг горя и слёз, Бенардаки не мог. В Петербурге он основал «Общество вспомосуществования нуждающимся учащимся Второй мужской гимназии». Оно платило за обучение детей, одевало их, закупало учебники. Среди великого множества других благотворительных организаций было «Общество земледельческих колоний и ремесленных приютов». Оно помогало малолетним преступникам. Вообще Дмитрий Егорович всегда оказывал удивительное воздействие на детей. Стоило ему только взглянуть на плачущего ребёнка, как тот начинал улыбаться. Так что никого не удивило, когда благотворитель основал общество «Помощь детям», а при нём ясли-приют.
Бенардаки строил храмы по всей России: в Сибири, Башкирии, на Урале. В Петербурге он был попечителем Знаменской церкви. На собственные средства возвёл Греческую Посольскую церковь в тогдашней столице. Всю необходимую утварь и иконы Дмитрий Егорович заказал в Греции. Кстати, там прекрасно знали о самом богатом и знаменитом греке России. Прямой потомок древних афинян Бенардаки никогда не забывал своей исторической родины. В Афинах на его деньги выстроили Национальный музей и библиотеку, университет, православную церковь при русской дипломатической миссии. Дмитрий Егорович щедро помогал и единственному на Афоне русскому Свято-Пантелеимонову монастырю. В благодарность Бенардаки получил от правительства страны звание почетного гражданина Греции.
Один из самых красивых залов своего петербургского дворца на Невском проспекте Дмитрий Егорович бесплатно передал Императорскому Музыкальному обществу. Первый в России общественный концерт камерной музыки состоялся именно здесь. Дмитрий Егорович профинансировал строительство оборонительных сооружений Кронштадта — главной военно-морской базы Российского флота на Балтике. За это Александр Второй наградил благотворителя орденом Святого Владимира.
В 1870 году Дмитрий Егорович ездил в немецкий город Висбаден по делам и внезапно умер от сердечного приступа. Император Александр Второй лично встречал гроб с телом Бенардаки на Николаевском вокзале в Петербурге. Слишком велики были заслуги перед страной основателя благотворительной империи, «русского грека» Дмитрия Бенардаки.
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!