
1 Тим., 282 зач., II, 1-7.
Глава 2.
1 Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, 2 за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, 3 ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, 4 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.
5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, 6 предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство, 7 для которого я поставлен проповедником и Апостолом,- истину говорю во Христе, не лгу,- учителем язычников в вере и истине.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Тема сервилизма в христианстве — одна из любимых для критики. И при поверхностном взгляде может показаться, что апостол Павел действительно догматизирует безоговорочное подчинение христиан власть имущим. Ведь неспроста он призывает к молитве и благодарению за всех начальствующих — без всякого разбора, друзья ли они, или, напротив, непреклонные гонители христиан. Но — давайте смотреть внимательнее.
Почему-то вывод апостол делает совершенно неожиданный. Сказав о необходимости молиться за царей, начальствующих, да и вообще «за всех человеков», он продолжает: потому что Бог — Один, Один и посредник между Богом и людьми — Иисус Христос, Который отдал Себя на смерть ради спасения каждого. И где же тут пресловутый «сервилизм»? Апостол разворачивает вопрос в иной перспективе — сотериологической. Мы не потому призваны не различать хороших начальников от плохих, потому что они — всё равно начальники, а потому, что и начальствующие — тоже люди!
Как трудно бывает не отождествлять человека — особенно высокого положения — с функцией! И апостол сегодня призывает христиан молиться за власть имущих не ради каких-то выгод, а ради очень важного духовного упражнения: учиться прозревать отблеск Божественного света в душе любого человека, даже если своими поступками он причиняет нам боль, мы решительно не согласны с его поведением, да и по главным позициям мировоззрения мы радикально отличаемся! И вот здесь мы подошли к очень важному вопросу. Наша молитва за власть — вовсе не означает своего рода «духовную легитимизацию» действий этой власти. Мы молимся не за идеологию, не за программу партии, не за план стратегического развития. Мы молимся даже не за само, с позволения сказать, «кресло начальника». Наши молитвы — за конкретного живого человека, на чью долю выпало непростое бремя управления. И это не значит, раз мы молимся за власть, то мы не имеем права отстаивать своё мнение, не соглашаться, а в определённых ситуациях — даже оказывать гражданское неповиновение, если действия власти идут вразрез с нашими представлениями о должном и недолжном.
Вот какой замечательный тренажёр сегодня нам предложил апостол: научиться молиться за любую власть любого уровня — искренне, от сердца — но при этом ни в коем случае не скатываться в позицию полной капитуляции и сервилизма!
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема