
Апостол Павел
2 Кор., 167 зач., I, 1-7.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии: 2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, 4 утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!
5 Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше.
6 Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим.
7 И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении.

Сегодняшнее чтение представляет собой первые стихи второго послания к Коринфянам. Жизнь христиан в ту эпоху была непростой. Язычники не принимали из единобожия и отказа почитать императора как Бога, иудеи не прнимали благовестия апостолов о Христе, да и не были готовы входить в одну общину с бывшими язычниками. В такой ситуации они, конечно, нуждались в утешении и поддрежке, с которыми апостол не замедил к ним обратиться.
При этом, как это часто бывает, обратившись к кому-то с частным наставлением, апостол раскрывает некоторый универсальный принцип духовной жизни, воплощеие которого мы на самом деле постоянно можем видеть в жизни. В данном случае речь идет об одной удивительной особенности человека: его щедрость не зависит от того, каким имуществом он обладает.
Утешая коринфян в их скорбях, апостол говорит им о щедрости. При этом совершно очевидно, что делиться можно не только деньгами, продуктами или вещами... можно делиться духовным и душевным, делиться эмоциями. При этом люди нередко рассуждают так. У меня самого жизнь трудная, почему это я должен кому-то сочувствовать? Это ведь я работаю на нескольких работах, чтобы прокормить семью, почему я должен сочувствовать тому, кто работает на одной? Это у меня проблемы в семье, почему я должен сочувствовать тем, у кого в семье всё хорошо? Это ведь мне сейчас больно, почему я должен сочувствовать кому-то? И эта внутренняя скупость на сочувствие и добро, в итоге влияет на нас самих и обедняет нашу жизнь. Человеку может казаться, что пожалев другого он потратит ресурсы, которых у него нет на самого себя... Но в ральности, мы сохраняем только то, что отдаем другим. Сохраняем потому, что это сохраняет для нас Бог, ведь он владыка всякой щедрости, Он Отец милосердция и Бог всякого утешения, как называет Его апостол Павел. Это не значит, что мы обязаны сопереживать всем одинаково, но стремиться к тому, чтобы помочь и посочувствовать тем, кто в этом нуждается, важно.
Если человека некому утешить, но он действительно нуждается в утешении, его всегда утешит Господь. При этом Бог утешает нас, чтобы мы могли утешить другого. И чем более мы щедры и милосердны, тем больше щедрости и милосердия обращается к нам. Апостол прямо говорит, что по мере того, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше. В это невозможно поверить, пока не испытаешь этого на себе. Первый шаг в этом направлении похож на шаг в пропасть, на шаг в пустоту, потому что нет никаких оснований считать, что помощь будет, что она откуда-то придёт. У тебя может быть очень мало чего-то своего, ты даже молишься только за себя, но находишь в себе силы на сострадание и поддержку ближнему и откуда ни возьмись приходит помощь, потому что Господь не оставляет и только мы сами можем оставить себя в одиночестве. Если же мы будем щедрыми на помощь, щедрыми во всяком утешении и поддержке другому человеку, мы всегда будем чувствовать, что тот, Кто является источником этого утешения, присутствует рядом с нами.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема