
Фото: Senne Gilis/Unsplash
Конец мая 1912 года для юной Тани Варнек, дочери дворянина, морского офицера Александра Варнека, был радостным: девушка окончила гимназию. Осенью она собиралась поступать в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств, а пока, полная надежд и планов на будущее, отправилась отдыхать на юг, в принадлежавшее их семье имение Москалёвка под Туапсе.
Лето уже подходило к концу, когда Татьяна получила письмо от своей лучшей подруги. Она тоже хотела поступать в рисовальную школу вместе с Таней, но теперь сообщала, что передумала и собирается пойти на курсы сестёр милосердия Кауфманской общины и звала Татьяну с собой. Девушка долго размышляла над письмом подруги. «Выйдет ли из меня художница, ещё неизвестно, — рассуждала она. — А став сестрой милосердия, я буду приносить людям пользу, помогать им!» И Татьяна Варнек приняла решение. Вернувшись осенью в Петербург, она записалась на курсы.
После Рождества началась практика в Обуховской больнице. Условия были тяжёлыми, поблажек новоиспечённым сёстрам милосердия не делалось, и в результате, не выдержав нагрузки, ушла едва ли не половина курса. Но Таня осталась. Она была уверена, что встала на верный путь, чувствовала, что нашла своё призвание.
Поэтому, когда в 1914 году началась Первая Мировая война, Татьяна, приняла решение отправиться на фронт. Местом её назначения был городок Жолкив неподалёку от Львова, у самой линии Юго-Западного фронта. Таня добиралась до него по железной дороге. В Киеве была пересадка, и, сойдя с поезда, девушка увидела, что вокзал заполнен раненными. Они лежали прямо на полу в ожидании перевязки. Татьяна, собиравшаяся было перекусить и немного отдохнуть, тут же отбросила эти мысли и предложила фельдшеру свою помощь. Не покладая рук она проработала несколько часов до самого прихода своего поезда. «Это было моё боевое крещение» — позже вспоминала она.
В станционном госпитале Жолкива молодой сестре милосердия пришлось нелегко. Раненные с линии фронта, казалось, поступали каждую минуту. Татьяна работала по тридцать шесть часов, а потом, после недолго отдыха, вновь шла на смену. Однажды на станции остановился транзитный поезд, полный раненых. Он следовал во Львов без медицинского сопровождения. Раненые кричали, просили пить и есть. Татьяна побежала к начальнику лазарета и сообщила об этом. Девушка была уверена, что получит приказ накормить раненых и оказать им помощь. Однако начальник категорически запретил Варнек и другим сёстрам идти к поезду. Татьяна возмутилась, и, не обращая внимания на запрет, вместе с другими сёстрами и санитарами побежала к поезду, захватив из лазарета хлеб и воду. Пока поезд стоял, они успели напоить, накормить и перевязать солдат.
В ноябре 1918 года Татьяна стала сестрой милосердия Добровольческой армии — белого военного формирования на юге России. Она самоотверженно трудилась в госпитале в городе Екатеринодаре — так тогда назывался Краснодар — а через несколько месяцев получила назначение в 4-й Передовой отряд Красного Креста при Терско-Кубанской дивизии, пройдя с нею в боях весь нелёгкий путь.
В 1921 году Татьяна Варнек вместе со многими тысячами беженцев была вынуждена покинуть Родину. Она оказалась в Болгарии. В её столице, городе София, Варнек обратилась в болгарский Красный Крест с просьбой определить её в качестве сестры милосердия в один из госпиталей. И вдали от Родины Татьяна желала помогать людям.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема