Сегодняшнюю программу я записываю в 2020-м году. Этот, и ещё несколько, подобных ему выпусков «Рифм жизни», мы хотим посвятить памяти безвестных стихотворцев, погибших в годы Великой Отечественной войны. Посвятить — в год юбилея Великой Победы. Мы делаем это при дружеской поддержке писателя и журналиста Дмитрия Шеварова, — автором замечательного проекта «Календарь поэзии». Именно Шеваров и вернул читателю из небытия имена нескольких поэтов-солдат, так мало и так много успевших в своей короткой земной жизни.
Одним из них был дальний родственник прозаика Мамина-Сибиряка (в честь которого он и получил имя) — Дмитрий Удинцев.
…Своего отца, колчаковского офицера, Дима не помнил. Мама отошла к Господу, когда мальчику было всего одиннадцать лет. С того времени, благодаря близкой родственнице Димы, «тёте Наташе» Удинцевой — сохранилось отроческое стихотворение, написанное в Рождественский Сочельник 1931-го года:
Как загадочно всё на земле.
Всё покрыто пеленой туманов.
И плутают, как во сне
Люди в тёмном сумраке обманов.
Как страшно на этой земле,
И как много всего злого.
И лишь ясно тому во тьме,
Кто поверил в истинного Бога.
…А вот — другие, пусть самодельные, но такие сердечные поэтические слова, созданные рукой будущего великомученика, архимандрита Германа Полянского, — духовного наставника юного христианина и поэта Дмитрия Удинцева.
Именно Диме отец Герман посвятил в 1933-м году свои строки:
«…Господи милосердный,
Сказавший: да будет свет!
Приголубь, утешь одиноких,
На слезы пошли ответ.
Над Лазарем Ты прослезился,
Слёзы сестёр его облегчил,
Укрепи и наши души,
А то не хватает сил.
В красоте вечной жизни живущий
Спаси нас Твоей красотой,
Чтобы не стыдно нам было
В эту ночь стоять пред Тобой…»
К наставнику Димы Удинцева ночь пришла через четыре года после написания этих строк — архимандрита Германа чекисты расстреляли в ноябре 1937-го.
«…Семнадцатилетний Дима выстраивает свою жизнь так, чтобы максимально подготовить себя к физическим и нравственным испытаниям», — пишет об Удинцеве писатель и журналист Дмитрий Шеваров.
И — цитирует из Диминого дневника: «Спешу записать одну мысль. Когда сам стараешься повлиять на себя, то становится понятна огромность той работы, которую проводили над собой отцы церкви, монахи, философы… Буду стараться вставать пораньше и молиться утром и вечером. Хорошо бы быть поспокойнее…» Конец цитаты.
Двадцатипятилетний Дмитрий Удинцев погиб при разведке боем, летом 1944-го года, в Белоруссии. Ровно за год до этого дня, в июне 1943-го, он закончил своё стихотворение «Бинокль» такими мужественными словами:
…Многие из нас сейчас уходят.
Но страна не потеряет силы.
Если пуля воина скосила —
Всё оружье другу переходит.
А буквально за три месяца до последнего сражения, Удинцев оказался в павлопосадском госпитале после ранения. Излечиваясь от него, Дмитрий начал набрасывать большую поэму о войне под названием «Три года».
Сохранилась строфа, относящаяся к 1943-му, переломному году:
Был радостный, бурливый и большой.
Мне звёздочка серебряной звездой
Упала на плечо. Покинув строй,
Я вновь в него вернулся офицером…
Царствие Небесное этому воину и поэту.
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











