
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Рим., 100 зач., IX, 1-5.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, 2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: 3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, 4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; 5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.

Однажды в одной православной дискуссии, которыми наполнены современные социальные сети, был поставлен вопрос: сможет ли верующий пребывать в Царствии Небесном, если будет знать, что его близкий находится в аду. Помнится, один из ответов предполагал, что Бог сотрет нашу память, так что родители и дети, мужья и жены не будут знать друг друга и поэтому переживать будет не о чем. Выходило так, что переживать можно только за своих, а если тот, кто страдает тебе не близок — пусть страдает — он это заслужил.
Сегодняшнее апостольское чтение начинается с того, что Павел уверяет своих читателей в том, что будет говорить совершенно искренне и правдиво. Он подчеркивает, его слова — это слова того, кто пребывает во Христе. Более того, авторитет его слов еще больше возрастает, потому что они подсказаны ему совестью, которая просвещена Духом Святым.
Эти уверения выглядят довольно странно, как будто бы в других ситуациях в его словах можно было бы сомневаться. Впрочем, читая дальше, мы понимаем, почему апостол как будто бы подготавливает читателей к тому, что будет впереди.
Итак, он говорит, что «желал бы сам быть отлученным от Христа за своих родственников по плоти». Причем русский перевод этого места, хотя и так кажется довольно жестким, на самом деле сглажен, ведь по-гречески апостол говорит, что он не просто был бы готов к этому или даже хотел бы быть отлучен… Он говорит: я молился, чтобы стать анафемой, ради родственников по плоти…«. Его желание настолько сильное, что оно может быть сравнимо с молитвой, и возможное отлучение настолько полное, что оно может быть названо проклятием…
Первое ощущение, которое рождается из эти слов — это недоумение. Кто как не Павел знает о том, что такое спасение или погибель, кто как не он знает, что такое свобода человеческого выбора? Кто как не он писал, что нет ничего в мире, что могло бы отлучить нас от любви Божией? Но недоумение должно смениться доверием и радостью… Пониманием того, что апостол дерзает говорить все это не по безрассудству, но и потому что знает силу жертвенной любви, и в первую очередь крестной любви Христовой.
Более вдумчивое обращение к словам апостола показывает, что до него похожим образом поступали и другие, среди которых можно вспомнить пророка Моисея и Самого Господа Иисуса Христа. Когда во время странствия в пустыне евреи сделали себе золотого тельца, чтобы покланяться ему, Моисей обратился к Богу такими словами: «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал». Он готов был погибнуть ради своего народа, если бы это было необходимо для их спасения и прощения. Однако любовь пророка к своему народу, была лишь тенью любви богочеловека ко всему миру, ко всем людям. Его готовность пожертвовать собой была прообразом крестной жертвы, в которой Спаситель стал за нас клятвой, чтобы освободить от клятвы закона.
Выходит апостол Павел не говорит чего-либо возмутительного, но на самом деле выражает единственно верную позицию. Он готов поступить так же, как поступил Христос.
Сегодня мы нередко можем услышать от христиан гневную отповедь людям, живущим в мире. Мы обличаем чужие грехи и предупреждаем о пагубности пороков. Но на что мы готовы ради их спасения? Мы знаем, что в Евангелии сказано не мало строгих слов о недопустимости греха и погибели грешников, но помним ли о том, что завешается оно не наказанием людей, но смертью Богочеловека за них и победой любви.
Псалом 12. Богослужебные чтения
Уныние и тоска — душевные недуги, которые нередко посещают каждого из нас. Как с ними бороться и в чём их причина? Ответ на этот вопрос находим в псалме 12-м, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 12.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лицо Твоё от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моём день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его». Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою; сердце моё возрадуется о спасении Твоём; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего.
Кем бы ни был человек, который написал этот псалом, он находился в очень тяжёлом душевном расположении. Его душа в смятении. На сердце у него скорбь. Она точит его день и ночь. Прямо на это указывают не только слова «скорбь в се́рдце моём», но также выражение «доко́ле мне слага́ть сове́ты в душе́ мое́й». Это означает, что в уме у него непрестанно возникают страшные картинки. Они наполняют его тяжёлыми переживаниями по поводу прошлого и тревогой, и беспокойством о будущем. Эти образы очень назойливы, и он никак не может от них избавиться.
А потому он плачется к Богу. Он сетует, что Господь скрыл от него Своё лицо. Ситуация усугубляется тем, что над псалмопевцем превозносится какой-то враг. Враг злорадствует по поводу его жалкого состояния. Некоторые толкователи предполагают, что под «врагом» не обязательно понимать человека. Это может быть какое-то серьёзное, может быть даже смертельное, заболевание, на что намекает выражение «сон смертный».
Но не это важно. Примечательно то, о чём в этой ситуации просит псалмопевец. Он молит не о здоровье и не об избавлении от врагов. Хотя, казалось бы, в первую очередь должен просить именно об этом. Он просит Бога: «Просвети́ о́чи мои́». Говоря иначе, «дай мне внутренний свет», «просвети мой ум», «дай сердцу благодать». Чтобы рассеялся тот мрак, который помрачает помыслы. И тогда ни враги, ни болезнь не будут выглядеть такими страшными и грозными.
Так псалмопевец указывает на важную духовную закономерность. Если мой ум помрачён, если моё сердце в темноте, то нет мне никакой пользы в том, что я телесно здоров и окружающие не строят мне козни. Я всегда найду повод, чтобы мне было плохо. Этим поводом может стать что угодно. Как говорится, «у кого-то щи жидкие, а у кого-то бриллианты мелкие». Именно в сумерках души наш ум виртуозно превращает самую маленькую муху в самого большого слона.
И напротив, когда сердце наполнено благодатью, в её свете не так страшны болезни и недоброжелатели. А зачастую они кажутся мелкими и незначительными. В таком состоянии, как говорит сегодня псалмопевец, сердце радуется о Боге и о Его спасении. И ему хочется петь благодарности Творцу.
А потому не будем искать причины своих проблем во внешних обстоятельствах. Их корень всегда — унылое и тоскливое сердце, которое погрязло в житейской суете и разучилось думать о Боге. И порой всё, что от нас требуется, чтобы кардинально изменить тяжёлую ситуацию, — просто поменять в своей жизни приоритеты. Поставить во главу угла Бога и Его заповеди. Тогда постепенно мрак уйдёт. И в жизнь вернётся радость.
Послание к Колоссянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Кол., 257 зач., III, 4-11.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Когда люди приходят в Церковь и стремятся к добрым плодам христианской жизни, они понимают, что со своей стороны призваны к изменениям. При этом свою готовность они обычно формулируют так: «Мы постараемся». Кажется, уже неплохо, если человек готов прикладывать усилия. Но действительно ли стараний может быть достаточно? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы послания апостола Павла к Колоссянами, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
4 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.
5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,
6 за которые гнев Божий грядет на сынов противления,
7 в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.
8 А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;
9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его
10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,
11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
Помню, как однажды в храм пришёл мужчина, желающий креститься. Естественно, взрослых без подготовки мы не крестили, и я решил поговорить с ним и объяснить необходимость знания веры и изменения жизни. Перво-наперво я спросил о причинах, которые привели его в храм. Оказалось, что жизнь его совсем не устраивала, потому что то тут, то там в ней возникали проблемы, которые он хотел уладить с помощью Божией. Не скажу, что его удивило, когда я начал говорить ему о необходимости нравственных изменений, и со своей стороны, он сказал, что попробует жить по-другому. Попытается навести порядок в бизнесе, прекратить беспорядочную половую жизнь, расстаться с плохой компанией... К тому, что его попросят попытаться, он был готов. Но вот к тому, что придётся не просто попытаться, а именно навести порядок, он готов не был и был неприятно удивлён. «А, что, если у меня не получится? Мало ли в каких обстоятельствах я окажусь»! — заранее оправдывался он.
О Христе мы, конечно, знаем, что Он общался с мытарями и блудницами. Однако мытарю Закхею сказал о спасении, только когда тот раскаялся и был готов отказаться от нечестно нажитого имущества. Да и женщине, взятой в прелюбодеянии, Он говорит — иди и не греши больше. Христос действительно любит не только праведников, но и грешников, однако Сам Он не совместим с грехом и поэтому в Церковь, которая есть Его тело, не может войти тот, кто продолжает совершать тяжёлые сознательные грехи. Именно поэтому христиане были готовы помогать любому нуждающемуся человеку, но крестили только тех, кто за время подготовки победил явные сознательные грехи. Ведь никто не говорит, я попытаюсь не убивать или не воровать, но не знаю, получится ли! Все понимают, что такие поступки не просто случаются, их совершают вполне вольно. Также вполне вольно человек может вести нечестный бизнес или жить в блуде.
В отрывке из послания Коллосянам, который мы сейчас услышали, апостол предрекает ученикам прославление во втором пришествии Христа. Однако для того, чтобы это прославление их коснулось, они уже должны прекратить развратную, блудную жизнь, а также прекратить всякое греховное обогащение, связанное со взятками и любой другой нечестностью. Со всё большей и большей решимостью апостол говорит ученикам не о том, что они должны будут когда-нибудь позже отказаться от гнева, ярости лжи и прочих признаков ветхого человека. Напротив, он призывает отказаться от привычек ветхого человека уже здесь и сейчас и облечься в нового, живущего по образу Христа. Именно тогда, когда человек приходит в Церковь не для того, чтобы наладилась его бытовая жизнь, а для того, чтобы начать новые отношения с Богом, всё остальное постепенно выстраивается как должно. От тяжёлых грехов он должен отказаться сразу, с грехами внутренними призван бороться постепенно и здесь то самое «старание» действительно необходимо. Но главное, к чему он призван в своём воцерковлении: перенести центр внимания с решения бытовых проблем на соблюдение заповедей и верность Иисусу Христу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Омск. Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский)
Когда в 1917 году в России произошла революция, Омскую епархию Русской православной церкви возглавлял архиепископ Сильвестр (Ольшевский). Территорию, которой он управлял, революционеры захватили не сразу. До 1919 года власть в Омске удерживали белогвардейцы под командованием адмирала Александра Колчака. Владыка Сильвестр горячо поддерживал сопротивление безбожникам. По его распоряжению в белой гвардии служили полковые священники. Омская епархия издавала журналы «За Святую Русь» и «Сибирский благовестник», в которых разъяснялась антихристианская суть большевизма. Однако, в ноябре 1919-го в Омск вошла красная армия. Белогвардейцам пришлось отступить. Архиепископ Сильвестр отказался покинуть город и остался вместе со своей паствой. Вскоре владыку арестовали. Его пытали и истязали в течение двух месяцев. А затем мученика распяли на полу тюремной камеры и пронзили ему сердце. Церковь прославила архиепископа Сильвестра (Ольшевского) в лике святых в 2000 году. Спустя ещё пять лет его мощи обрели нетленными. Сейчас святые останки мученика пребывают в кафедральном Успенском соборе Омска.
Радио ВЕРА в Омске можно слушать на частоте 90,5 FM











