1 Кор., 129 зач., III, 18-23.
18 Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.
19 Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их.
20 И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны.
21 Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: 22 Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее,- все ваше; 23 вы же — Христовы, а Христос — Божий.
Одной из первых проблем, к которой апостол Павел обращается в послании к Коринфянам, оказывается разделение, которое возникло в местной общине.
Одни предпочитали Павла, другие Кифу, то есть Петра, а третьи Аполоса.
Говоря об опасности подобных разделений, апостол подробно останавливается на роли проповедника и пастыря в жизни верующего. В первую очередь он говорит о самих коринфянах, потому что, как это обычно бывает, проблема предпочтения одного пастыря другому заключается не в самих пастырях, а в выборе людей. Сама по себе возможность выбирать совершенно нормальна, все люди разные, их характеры и подходы тоже разные. Хорошо, что каждый имеет возможность найти человека себе по сердцу, слова которого покажутся нам наиболее понятными, жизнь и советы которого будут наиболее близки по обстоятельствам. Конечно, главное, чтобы всё это оставалось в рамках подлинного церковного предания.
Но, к сожалению, нередко получается так, что люди не понимают относительности своего выбора и собственные вкусы начинают обосновывать богословски. При этом они не желают понимать, что за две тысячи лет в церковной жизни существовало такое количество практик, вполне легальных и авторитетных, что пути спасения, при единстве в главном, могут значительно отличаться в деталях. Апостол Павел прекрасно понимал пагубность такой самоуверенности и обращаясь к коринфянам писал: «никто не обольщай самого себя» и не будь уверен, что ты можешь судить объективно о правильности веры и праведности жизни того или иного пастыря. Есть церковь, есть ее опыт и соборный разум и очень важно этому себя не противопоставлять. Далее он пишет: «Если кто из вас думает быть мудрым в этом веке, пусть будет безумным чтобы быть мудрым». Иными словами, если ты находишь исключительно внешние мирские причины, для того чтобы посчитать одного правым, а другого неправым, не думаешь ли ты что поступаешь лукаво сначала избрав для себя некоторую позицию по своему вкусу, а после подбирая к ней аргументы.
Но кое-что апостол обращает и к учителям, хотя делает это косвенно, не указывая прямо на их ошибки. Ведь очевидно, что не только паства может выбирать себе пастыря, противопоставляя его всем другим, пастырь тоже может совершить подобную ошибку. Итак, апостол говорит: не хвалитесь человеками ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, — все ваше, вы же Христовы, а Христос Божий". Очевидно, что говоря это, он предостерегает своих читателей от самоуверенности. Не хвались своим правильным выбором, ведь это Бог послал тебе пастыря. Но если ты пастырь, не хвались потому что все, что тебе дано — дано Богом для окормления людей. Ты сам дан этим людям и не должен превозноситься никаким из своих дарований. Воспринимай все как дар Божий, ведущий тебя к спасению, не хвались, потому что ни один из даров не заслужен, все они даны из милости и желания тебя спасти. Мы дарованы друг другу — миряне и пастыри, и живем не для того, чтобы соперничать, но для того, чтобы вместе быть Христовыми и во Христе — Божьими!
«Дети и музыка». Светлана Феодулова
У нас в гостях была многодетная мама, оперная певица, обладательница самого высокого в мире голоса по версии «Книги рекордов Гинесса» Светлана Феодулова.
Мы говорили о чудесной роли музыки и искусства в воспитании детей, а также наша гостья рассказала о новой музыкальной сказке «Кукла и ангел».
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Светлые пасхальные истории»
В этом выпуске своими светлыми историями, связанными с встречей светлого Христова Воскресения и празднованием пасхальных дней поделились ведущие Радио ВЕРА Алексей Пичугин, Анна Леонтьева и Константин Мацан, а также наш гость — протоиерей Алексей Попков.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его мать
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она — первая после Бога», — писал о своей матери, Феодоре Власьевне Сергиевой, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Будущий подвижник и чудотворец, родился 31 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. У псаломщика Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры он был первым и долгожданным ребёнком. Мальчик появился на свет таким слабым, что родители, опасаясь за его жизнь, решили сразу же, не откладывая, окрестить малыша. Мальчика нарекли Иваном. После Таинства Крещения ребёнок вдруг порозовел, глазки его заблестели, он безмятежно улыбнулся и с тех пор пошёл на поправку.
Феодора Власьевна не отходила от сына. Укачивая маленького Ваню, она пела ему протяжные северные колыбельные и духовные стихи. А потом молилась — и Ваня засыпал под её тихий шёпот. Едва научившись ходить, Ваня всюду по пятам следовал за матерью. По утрам, крепко ухватившись за её сильную руку, он шагал в храм на Литургию. Дома, пока мама стряпала обед, тихонько сидел рядом и наблюдал, как проворно и ловко она замешивает тесто для пирогов и варит густые, ароматные щи. А когда за окнами темнело, мать зажигала масляную лампу, открывала большую, старинную книгу — Четьи-Минеи — и вслух читала жития святых. Слова выговаривала медленно, по слогам, — грамоте Феодора Власьевна обучалась недолго. И всё же именно она стала первой учительницей Вани. Когда пришло время, отец купил сыну азбуку, а мать усадила Ваню за стол и стала показывать буквы. «Долго не давалась мне эта мудрость, — вспоминал позже в своей автобиографии отец Иоанн. — Но, приученный матерью к молитве, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум. И точно пелена спала с моего ума, и я стал хорошо понимать учение».
Мать очень хотела, чтобы её сын получил хорошее образование. Когда однажды Иван обмолвился, что желал бы стать священником, Феодора Власьевна пообещала сделать всё, чтобы его мечта осуществилась. Стараниями матери, которая каждую копейку откладывала на обучение сына, в 1851 году Иван, окончив в Архангельске училище и семинарию, поступил в Петербургскую духовную академию. Именно туда пришло письмо от Феодоры Власьевны с печальным известием — скончался отец, Илья Михайлович. Потеряв кормильца, мать впала в крайнюю нужду. Чтобы поддержать её, Иван решил бросить учёбу и пойти работать. Об этом он и написал матери, а в ответ получил от неё строгий запрет покидать Академию. Ослушаться маму Иван не смел. А вскоре весьма кстати подвернулась подработка — в свободное от учёбы время Ваня стал переписывать документы. И весь свой заработок отправлял матери.
После принятия священного сана Иван, а теперь — отец Иоанн — стал служить в Андреевском соборе города Кронштадта. Вскоре о мудром, милосердном батюшке заговорили не только в Кронштадте, но и в Петербурге, а потом и по всей России. За советами и духовной поддержкой к нему обращался император Николай II. А для своей матери отец Иоанн по-прежнему оставался всё тем же любящим и послушным сыном. Он часто ездил навещать её в Архангельскую губернию. Несколько раз Феодора Власьевна приезжала к нему в Кронштадт. Об этих визитах отец Иоанн позже будет вспоминать в дневниках: «Её кроткие слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, — останутся у меня навсегда в памяти сердечной». В этих же дневниках оставит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие свидетельства о своей бесконечной любви к матери. На одной из страниц он напишет: «Не за красоту, не за ум, и даже не за доброе сердце, кротость и смирение уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она — моя Мать».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен