
Фото: Piqsels
У каждой Православной Церкви есть храм или монастырь, который можно назвать символом этой Церкви. В случае с Русской Церковью многие, например, таковым символом считают Храм Христа Спасителя или храм Василия блаженного, он же Покровский собор.
Если говорить о православной Болгарии, то без сомнения символом Церкви этой страны является Иоанно-Рильский монастырь. Основанная в 10 веке святым подвижником Иоанном на Рильской горной гряде, эта обитель веками привлекает паломников. Монастырь расположен в ста километрах от Софии и является местом нахождения уникальных святынь. Таковой, например, считается икона Богоматери «Одигитрия», на которой закреплены 34 ковчежца с мощами различных святых.
Этот образ почитается болгарами как чудотворный и является главной реликвией обители. Но не только иконой «Одигитрия» прославлен Рильский монастырь. В его ризнице хранится знаменитый крест Рафаила. Он представляет собой деревянное распятие небольшого размера с уникальной резьбой. Крест был сделан в 19 веке рильским монахом Рафаилом, который за 12 лет вырезал на нем 104 религиозные сцены и 604 миниатюрные фигуры.
Особый интерес вызывают фрески, то есть настенные рисунки, в главном храме монастыря. Среди множества ярких изображений есть одно довольно редкое. Называется оно «Лживая исповедь». На этой фреске изображен священник и стоящий рядом с ним человек, который якобы кается в своих грехах. Якобы, потому что он на самом деле обманывает священника и скрывает свои настоящие прегрешения.
Рядом с этим человек изображен дьявол, который шепотом на ухо уговаривает его не каяться, сокрыть грехи. На фреске изображен и ангел-хранитель пришедшего на исповедь, который в ужасе убегает, оставляя его во власти сатаны. Фреска «Лживая исповедь» была явно создана из педагогических побуждений — она напоминает, что нужно искренне каяться в грехах на исповеди. Ведь только в этом случае Господь прощает нам наши прегрешения.
Уже было сказано, что Рильский монастырь является символом болгарского Православия. К сожалению, символом всех его проявлений. Дело в том, что Болгария стала самым успешным примером влияния на людей антирелигиозной пропаганды советской власти. Сегодня реальное количество верующих болгар чрезвычайно мало. Это сказывается и на жизни Рильской обители. Некогда здесь жили сотни монахов. Теперь их не наберется и десяти человек. Но будем надеяться, что Рильский монастырь и Болгарская Церковь в целом возродятся и во всей силе явят миру красоту и богатство болгарской православной традиции.
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема