«Всякой твари по паре», так в ироническом ключе мы говорим о разнородных и пестрых собраниях. А происходит это крылатое выражение из библейской истории о всемирном потопе.
Вот как она рассказана в ветхозаветной книге Бытия.
После того, как люди распространились по всей земле, они начали совершать злодеяния. Своими грехами они все более отдаляли себя от Бога, и вскоре вся земля превратилась в рукотворный человеческий ад.
«Воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» - сообщает нам книга Бытия.
У человечества больше не было шанса на спасение, и Господь был вынужден уничтожить все живое, чтобы затем возродить жизнь по-новой.
В то время среди людей нашелся лишь один человек, который остался верен Божественной правде. Это был Ной. Господь избрал его, чтобы вновь возродить человечество.
Он велел Ною построить большой ковчег и собрать в него «из всех животных и от всякой плоти по паре», дабы те остались в живых вместе с Ноем и его семьей. Ной исполнил то, что повелел ему Бог. Когда же работа была закончена, строители ковчега собрали зверей и заперлись с ними на его борту, а Господь обрушил на землю великий потоп.
Дождь лился пока вода не поднялась над вершинами самых высоких гор.
Все живое погибло. Лишь ковчег Ноя плавал на поверхности вод, и только его обитатели спаслись от гибели. Ной со своей женой, три сына Ноя с женами, и всякой твари по паре.
Когда потоп закончился и воды сошли с поверхности земли, Бог благословил обитателей ковчега — людей и животных — возродить на земле новую жизнь. Видя страдания людей он смилостивился и обещал Ною, что не станет более насылать на землю убийственного потопа.
Однако это обещание – не повод забывать о том, как мы живем сегодня.
Напротив, теперь стоит еще чаще задаваться вопросом: не повторяются ли старые, допотопные, времена. Не извратили ли мы опять наши земные пути? И насколько все мы достойны зваться потомками Ноя?
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.