Рим., 109 зач., XII, 4-5, 15-21.
4 Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, 5 так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.
15 Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.
16 Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; 17 никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.
18 Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.
19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.
21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если поразмышлять об идеальном христианском обществе, то многим на ум придет в качестве такового общество первых христиан. Именно у них, как сказано к книге Деяний апостолов, было все общее, именно они жили под гнетом враждебного мира, многие из них стали мучениками, и почти каждый из них попал в святцы. У них не было храмов, не было Церкви как института, они жили ожиданием скорого Второго Пришествия Христа. Конечно, на их веру стоит ровняться. Но те слова апостола Павла, которые мы только что услышали, ясно свидетельствуют, что и в первохристианской общине были свои проблемы, причем те же самые, с которыми сталкиваемся и мы. Получается, что то общество, которое кажется идеальным с расстояния в две тысячи лет, было вполне человеческим, со всеми вытекающими из этого факта страстями и пороками, иначе бы у апостола не было необходимости писать эти слова.
Естественный закон любого человеческого общества диктует, что зло должно быть наказано человеческими же методами. Более того, этот же самый закон был зафиксирован и в Священном Писании Ветхого Завета всем известной формулой: «глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (Исх. 21:24–25). Это так называемый принцип равного возмездия. Он звучит довольно жестко, смысл же его лишь в том, чтобы ограничить месть, чтобы за причиненный ущерб был причинен точно такой же ущерб, но никак не больший.
Для апостола Павла совершенно очевидно, что это требование ветхозаветного закона не является абсолютом, что задача Моисея была лишь в том, чтобы положить предел распространению зла. А в идеале, то есть в христианском сообществе, и вовсе не может быть никакой мести. Свою мысль апостол поясняет чрезвычайно наглядным примером: все христиане составляют собой «одно тело во Христе». Это действительно так. Ведь мы все причащаемся одного Христова Тела и одной Христовой Крови. Но если мы все, по мысли апостола, «порознь один для другого члены», то любая месть превращается в абсурд. Ведь если кто-то промахнется мимо гвоздя молотком, зажатым в правой руке, и удар придется на левую руку, то, мягко говоря, довольно странно будет выглядеть тот, кто решит нанести симметричное увечье правой руке или же своим глазам, которым повиновалась правая рука. Такое действие вполне справедливо может окончиться в весьма специфической клинике.
Конечно, ощущать себя соединенным со всеми во Христе довольно непросто. Особенно, если окружающий мир подталкивает к отделению каждого от всех других. Но с точно такими же проблемами сталкивались и христиане первого века. Апостол Павел утверждает, что только через осознания своей соединенности во Христе с каждым человеком можно положить предел распространению зла.
Дай нам всем Бог чувствовать себя соединенными во Христе со всеми и с каждым, и через это самоощущение ставить заслон любому злу!
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.