
Апостол Павел
Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Библия традиционно является источником для вдохновения режиссеров и сценаристов. Даже если речь идет о фантастике. Взять хотя бы эпопею «Звездные войны». Её создатель Джордж Лукас никогда не скрывал, что в процессе написания сценария постоянно читал Священное Писание. И аллюзий на библейский текст в фильмах Лукаса можно найти предостаточно. Но мы обратим внимание на то, во что верят главные герои Звездных войн. Они убеждены в существовании так называемой «силы» — невидимой субстанции, которую можно использовать не только, например, для передвижения предметов, но, прежде всего, для внутреннего изменения себя. Добрые герои Лукаса черпают в силе стремление к добру, злые — находят в ней ресурс для дальнейшего продвижения во тьму. Различное отношение к силе становится основой конфликта между отцом и сыном. Злым Дартом Вейдером и добрым Люком Скайуокером. Вейдер настолько упорствовал в темной стороне силы, что готов был убить собственного сына. В нем он видел упорного еретика. А ведь когда-то злой персонаж Лукаса представлял собой пример праведности, отзывчивости, героизма. Всё в жизни Вейдера пошло наперекосяк из-за страха, а также желания полностью контролировать свое и чужое бытие. Дар силы он посчитал не только собственностью, но и инструментом для достижения своих целей. Ему казалось, что они хороши. На самом же деле — ужасны. Как оказалось, вера может принести не только светлые плоды. Именно об этом рассуждает в сегодняшнем чтении апостол Павел. Обращаясь к христианам Рима, он провозглашает, что благодаря Христу благодать Божия вернулась в наш мир. И Господь, богатый в милости и милосердии, открыт для общения каждым человеком — уже не только с евреем, но и представителем любого другого народа. Человеку нужно только откликнуться на проповедь Слова Божия. И апостол сетует, что не для всех Евангелие оказалось радостной вестью. Среди соплеменников Павла нашлось достаточно людей, которые, хотя и услышали проповедь апостолов, её решительно отвергли. Апостол задается вопросом — почему так произошло? Ведь нет ничего прекраснее на свете, чем ноги проповедника. В этом образе выражена духовная радость, которая вдохновляла Павла. Представьте только — кто-то приносит вам долгожданную и счастливую весть. Такого посланца не грех обнять и расцеловать. Но сколько раз апостол видел, что ответом на проповедь Евангелия становились недоверие и озлобленность. В чем причина? Для некоторых из слушателей вера стала собственностью. А Слово Божие показалось менее ценным, чем заветы предков. Для других — Евангелие означало отказ от дорогих сердцу грехов и страстей. Тьма пленила этих людей, обволокла их своими лживыми объятиями. Дарт Вейдер чуть не убил собственного сына, потому что тот был живым обличением его злодеяний. Современники Павла не приняли Евангелие, потому что оно послужило угрозой для их привычного существования. Тень ветхого закона оказалась приятней света Завета Нового, сумрак страстей уютнее — ослепительного света благодати. Человек, безусловно, волен выбирать свою судьбу. Но стоит помнить, что жизнь возможна только в Боге и с Богом. Вне веры можно рассчитывать только на существование.
«Святитель Иоанн Шанхайский». Глеб Елисеев
Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о судьбе удивительного святого, почти нашего современника, святителя Иоанна Шанхайского, о том, как складывался его путь к церковному служению, как вместе со многими соотечественниками оказался в вынужденной эмиграции после гражданской войны в России, как, благодаря его трудам, удалось договориться о принятии русских беженцев в США и Австралии, и как в святителе Иоанне удивительным образом объединились подвиг юродства и епископское служение в Китае, Европе и США.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
«Почему Бог не отвечает?»
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма всех святых в земле Российской просиявших протоиерей Григорий Крыжановский, заместитель руководителя пациентской организации «Содействие больным саркомой» Александр Бочаров и педагог, блогер Яни Ролански размышляли о том, почему иногда кажется, что Бог не отвечает на молитвы и почему не всегда дает просимое. Многие слышали о чудесах, которые происходят по молитвам, как Бог помогает и в большом, и в малом, но при этом приходится сталкиваться и с тем, что Господь не дает просимое: больной не выздоравливает, проблема не решается, — ответ, как будто не приходит. Почему так бывает, как принять такую волю Божию? Об этом, в частности, и шла дискуссия в этой программе.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
14 декабря. О жизни по заповедям Божьим

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Об исполнении заповедей Божьих — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый христианин должен исповедовать Христа, исполняя Его заповеди. Таким образом, мы проявляем любовь к Богу и любовь к ближнему. Бог направляет нас в правильное русло нашей любви.
К сожалению, поэтому происходит постоянная борьба — или с нашим человекоугодием, или с нашим самолюбием. Отсюда и бывает очень трудно иногда исполнить заповедь Божию. Но если мы откажемся от своего самолюбия, если мы не будем человекоугодничать (соответственно, опять же, тоже иногда это мы делаем ради своего же самолюбия, лицемерия или лукавства), если мы откажемся от этого гнилого состояния и пойдем по заповеди Божьей, то тогда мы сможем исполнить завет Божий о любви и к Богу, и к ближнему.
Все выпуски программы Актуальная тема











