
Рим., 101 зач., IX, 6-19.
6 Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; 7 и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя.
8 То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.
9 А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын.
10 И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего.
11 Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило 12 не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, 13 как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.
14 Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.
15 Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею.
16 Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.
17 Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.
18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19 Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Для нас — современных христиан — вопрос о призвании в Церковь бывших язычников не стоит. Но не так было с адресатами Послания апостола Павла к Римлянам. Соответственно, не так оно было и для самого апостола. Римские евреи совершенно искренне не понимали, как соотнести вхождение язычников в Церковь и тот факт, что обетования о Христе были даны совершенно конкретному народу. Возможно ли принять язычников и уравнять их в правах с потомками Авраама?
Для ответа на этот вопрос апостолу Павлу пришлось прибегнуть к историческому экскурсу. Фрагмент этого экскурса мы только что услышали. Апостол напомнил, что у праотца Авраама был не один, а два сына, но унаследовал обетования лишь один из них — Исаак, то есть только потомки Исаака представляют собой избранный Богом народ. Но, опять же, не все, а только те, которые имеют своим прародителем Иакова, тогда как и у Исаака тоже было два сына, и о потомках второго — Исава — нам мало что известно. И в случае с детьми Авраама, и в случае с потомством Исаака любопытен тот факт, что Бог действует не по той схеме, которая была нормативной для древнего мира: Он устанавливает Свой завет не со старшими сыновьями, а с младшими. Какими путями это произошло — особого значения не имеет. Важно же здесь то, что теми потомками Авраама, которые унаследовали данные ему Богом обетования, становятся те, кого избрал Бог, те, на кого Он указал, а не все, кто произошел от Авраама.
Конечно же, римские евреи обо всем этом прекрасно знали, но логика апостола Павла была для них совершенно новой, можно предположить, что они попросту не размышляли о передаче обетований по наследству таким путем, все же, это довольно небезопасный путь, значительно проще жить в рамках схемы передачи от отца к сыну. Так, как минимум, понятнее. Так все выглядит предсказуемым и удобным. Ведь если согласиться с апостолом, то получается, что избранничество определяется не кровью и плотью, а исключительно волей Бога. Апостол Павел настаивает, что это именно так: «помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего». Церковь безусловно верит своему апостолу, идет вслед за ним и просит лишь одного — «Господи, помилуй!».
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема