
«Дорогой Алексей Иванович. Первое ощущение, когда начинаешь читать Вашу прозу — и когда закрываешь книгу, — это что ты попал в надежные руки правды. Чем оно обусловлено? Я не знаю. То есть ответ прост: тем, что Вы изо всех сил стремитесь писать правду, доходить „до самой сути“ — а это стремление писателя — Во всем мне хочется дойти До самой сути — оно всегда ощутимо. И еще, я думаю, тем, что пишете Вы, как очень сейчас немногие, на коренном, основном, русском языке. А этот основной язык, по природе своей, не зыбок, не двусмысленен, не уклончив, не лжив. Он — дезинфекция против всего, он выражает правду...»
В чтении Натальи Продольновой вы слышали фрагмент из письма 1978-го года писательницы Лидии Чуковской — прозаику Л. Пантелееву (это литературное имя Алексея Ивановича Пантелеева, автора «Республики ШКИД» и многих рассказов).
Писатели были знакомы с конца 1920-х — до самой смерти Пантелеева в 1987-м.
Всё это время они переписывались. Не так давно их переписка издана: шесть сотен писем. Книга эта — памятник многому важному. Искусству дружбы, умению ценить талант собрата по «цеху», сорадоваться и сопереживать. Жить — не только своим.
«Дорогой Алексей Иванович. Читаю и читаю Пантелеева. И наново убеждаюсь, что... Л. Пантелеев, он, голубчик, самый обыкновенный и безусловный русский классик. Да, вот это и есть классическая русская литература. Я уверена. Вы меня просили не перечитывать старое, но я сразу кинулась и перечла „Маринку“, „Букву „Ты““, „Пакет“, „На ялике“, „Честное Слово“, и даже не по одному разу... Это не значит, что остальное „хуже“. Просто — то уже приросло сердцу, стало мною. А себя перечитывать всегда хочется (не свои книги, конечно, а свою душу)... Теперь, как Вы просили, начинаю придирки. Они — не объективные, они — „на мой слух“...»
«Перечитывать свою душу...»
Дальше — Лидия Корнеевна Чуковская, действительно, перечисляет «придирки». Бережно, но и твёрдо. Так у них было заведено. Кто-то однажды сказал по другому поводу: подобных людей уже «не делают».
Кажется, я понимаю эти странные слова.
...А вот, через пять лет, в 1983-м, Пантелеев благодарит своего друга за отклик на смерть жены. Послушайте, как он по-христиански деликатен (а Лидия Корнеевна, в отличие от него, полагала себя неверующей). Как прост и точен. Как различает свет её души — рядом со своим горем. Читает Сергей Агапов.
«Дорогая Лидочка! Нет, я отвечу Вам тотчас, хотя сил благодарить всех, кто письмом или телеграммой отозвался на наше горе, у меня сейчас НЕТ. Ваше письмо — единственное, которое не только тронуло, но и порадовало меня. Вы так хорошо, с такой неподдельной любовью и уважением написали портрет Элико! ...Могу добавить, что она была истинная христианка. В православной молитве, ектенье, есть слова о даровании кончины „безболезненная, непостыдная, мирная“. Так она и умерла. Опаздывала к субботней всенощной, бежала с двумя узлами теплой одежды для больной девушки, по-видимому, увидела подходящий к остановке трамвай „шестерку“, прибавила шагу и — упала, чтобы уже не встать... Ваше письмо я перечитывал много раз. И Маше читал. Спасибо, Лидочка!.. Ничего не пишете Вы о дачных делах. Почему не пишете — понимаю. Но ведь и это касается, волнует меня...»
«Дачные дела» — это беды непризнанного тогдашними властями подмосковного дома-музея Чуковского... Заметьте, что Пантелеев спрашивает об этом, вроде бы чужом — в том же самом письме о кончине жены... Что тут скажешь? Светлая память — людям, умевшим так дружить, так ценить и так заботиться друг о друге...
12 мая. О личности и трудах Виктора Григоровича

Сегодня 12 мая. В этот день в 1815 году родился филолог и славист Виктор Иванович Григорович.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Исключительно добрый, застенчивый, скромный человек, никогда не выставлявший своего имени и умевший всегда отдавать преимущество собеседнику. Он любил церковно-славянский язык и говорил о том, что язык Матери Церкви является объединяющим началом для всего православного славянства. Путешествуя по европейской части Турции, вникая в памятники филологической культуры южного славянства, особенно подробно занимаясь сербским славянством и его литературными памятниками, Виктор Иванович Григорович оставил после себя ценные труды, весь пафос которых заключается, как и в поэтическом наследии Фёдора Ивановича Тютчева, в желании обновить связи и сплотить православное славянство Европы и России, как имеющего единый духовный корень в православной культуре. Отдавая дань этому замечательному труженику российской филологической науки, помолимся, да упокоит Господь раба Божьего Виктора! И пусть его молитвами славянство, сегодня забывающее о своих корнях, восстановит попранное единство поместных православных церквей!
Все выпуски программы Актуальная тема
12 мая. О важности служения медсестёр

Сегодня 12 мая. Всемирный день медицинских сестер.
О важности служения медсестёр — священник Стахий Колотвин.
Господь гордым противится, а смиренным дает благодать. Эти слова напоминают каждому христианину о важности смиренного и скромного труда. Конечно, если мы смотрим на врачей, то это восхитительная специальность, это героическая специальность. Люди спасают ближнего, помогают, утоляют наши страдания, и сам Господь недаром носит эпитет «Врач и душ и телес». Но тем не менее, сегодня мы вспоминаем медицинских сестер. Тех людей, которые не стали великими научными светилами. Тех людей, которые, возможно, не имеют технических способностей провести тяжёлую операцию. Которые берут на себя заботу о наших немощах. Когда ты приходишь ко врачу, то от того, как встретит тебя медицинская сестра, зависит твоё расположение. Зависит твоё спокойствие. Психосоматику никто не отменял. Если ты будешь спокойнее, то будет уверенней врач. Ему проще будет тебя лечить. Кроме того, это служение помощи и заботы. Поэтому я тоже вдохновляюсь примером медицинских сестер, сестер милосердия. И мы в каждом деле должны бежать и не первенствовать, а должны помогать ближнему. Потому что если где-то мы от первенства уклонимся, Господь не осудит. А если мы смиренно ближнему не поможем, как это делают замечательные наши медицинские сестры, то тут, конечно, спрос у нас будет особый.
Все выпуски программы Актуальная тема
Деяния святых апостолов

Деян., 24 зач., X, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что является главным препятствием на нашем пути к Богу? И как его устранить? Ответ на этот вопрос можем найти в отрывке из 10-й главы книги Деяний святых Апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных хамах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским,
2 благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.
3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!
4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.
5 Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.
6 Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.
7 Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем
8 и, рассказав им все, послал их в Иоппию.
9 На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.
10 И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление
11 и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю;
12 в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.
13 И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.
14 Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.
15 Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
16 Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.
Корнилий, о котором мы слышим в только что прозвучавшем отрывке, был римским офицером, язычником, который верил в Бога Израиля. На это намекают слова Писания о том, что он творил «много милостыни народу». Слово греческого оригинала «народ» указывает именно на Израильский народ. При этом по какой-то причине Корнилий не принимал обрезания, а потому не принадлежал иудейской религии и не считался полноправными членом народа Божия. Несмотря на все свои заслуги, Корнилий считался для иудеев нечистым.
Апостол Пётр, к которому ангел Господень посылает Корнилия, родился и вырос в иудейской традиции веры. Он разделял многие воззрения своих единоверцев. Причём не только возвышенные, но и те, которые можно было бы назвать предрассудками и заблуждениями. Это касалось и его отношения к язычникам. После Пятидесятницы мышление апостолов изменилось не сразу. Какое-то время некоторые христиане считали, что войти в Церковь можно только предварительно приняв иудейскую веру. Человек должен обрезаться, узнать закон Моисеев и лишь потом принимать Крещение во имя Христа. Пётр был одним из представителей этой партии. А потому в прозвучавшем отрывке Бог готовит его к встрече с Корнилием. Впервые язычник должен стать христианином, минуя иудаизм. И крестить его должен именно Пётр.
Три раза апостолу было видение с нечистыми животными, три раза Господь призывает его принять их в пищу, три раза Пётр отказывается это делать, ссылаясь на свои религиозные убеждения, и три раза Господь вразумляет его словами: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Другими словами, Он словно говорит Петру: если для Бога нет нечистых животных, то тем более для него нет нечистых людей. Бог хочет, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины.
Интересная аналогия возникает с этим троекратным видением. Мы помним, что Пётр на Тайной вечери самоуверенно клялся Спасителю в верности. Но потом трижды отрёкся от Учителя во дворе Первосвященника. После Своего воскресения Господь, чтобы облегчИть тяжесть вины апостола трижды задаёт ему вопрос, любит ли Пётр Его. И трижды Пётр клянётся Спасителю в своей преданности и любви. И вот к апостолу снова обращён троекратный призыв. Не намекает ли Господь Петру на то, что он слишком вцепился в свои ветхие представления о том, как именно должен действовать Бог в жизни людей и всего мира? Не предупреждает ли, что ему следует проявить гибкость и отступить, смириться перед волей Божией, чтобы опять не упасть? И Пётр отступает. Он смиряется перед Богом. И в результате Церковь открывает свои двери для язычников.
Этот божественный урок адресован и всем нам. Как часто мы не можем впустить в свою жизнь Бога именно по той причине, что слишком много знаем о Нём и Его планах. У нас на всё есть своё экспертное мнение. Мы готовы высказаться о каждом событии. Каждому человеку мы готовы дать оценку. Но Господь ждёт от нас не этого. Он хочет, чтобы мы просто следовали Его воле. В сердечной простоте совершали по отношению к тем, кто нас окружает, дела любви, милости и прощения. Лишь в этом случае препятствия между нами и Богом пропадут. И Он Сам направит течение нашей жизни в нужную сторону.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов