— Ну вы и ковыряетесь! Словно генерала собираете, или министра какого.
— Генерала! Это его кухня, это главное. Это спальня его. Это гардероб. Книжки с собой в кабину возьмешь.
— Вань, ты уж помоги ему там. Мне б с тобой поехать, да на поле надо бежать.
— А то без тебя не управимся! К Надьке везти?
— Ну а к кому же ещё? Я с ней договорилась.
— Ну, всё?
— Вроде, всё
— Поехали
— До свиданья, мама, до свиданья, дядя Илья!
— Господи... Господи!
C каким же душевным надрывом звучит молитвенный вздох крестьянки Марии Андреевны — героини фильма Евгения Ташкова «Уроки французского». Она провожает десятилетнего сына Володю в районный центр на учебу, и материнское сердце чувствует — несладко придётся ребенку в чужом городе. Так же горевала мама Валентина Распутина, когда он мальчиком в 1947 году отправился в школу за полсотни километров от родной деревни. Трудные годы послевоенного детства писатель отразил в рассказе «Уроки французского». А в 1978 году режиссёр Евгений Ташков снял по этому произведению одноимённый фильм — о подростке, преодолевающем невзгоды. Об одиночестве. И о доброте, искренности, бескорыстии. О милосердии молоденькой учительницы иностранного языка Лидии Михайловны, которая не в силах смотреть, как терпит нужду десятилетний мальчишка.
— А макароны ты эти всё-таки возьми.
— Не возьму!.
— Ну зачем ты так? Я же знаю, ты голодаешь. А я могу покупать всё, что угодно, но ведь мне одной...
— Я совсем не голодаю!
— Не спорь, пожалуйста, со мной! Я знаю. Я говорила с твоей хозяйкой. И потом, что плохого, если ты сейчас возьмёшь эти макароны и сваришь себе хороший обед. Обещаю больше никаких посылок не подсовывать. Но эту, пожалуйста, возьми
— Нет!
Володя отказывается принимать помощь Лидии Михайловны. Маленький деревенский мужичок привык стойко переносить трудности, ему совестно брать подаяние. Тогда учительница вынуждена пойти на хитрость. Узнав, что мальчик добывает деньги на пропитание в азартных играх с хулиганами, она предлагает ему сыграть в «пристенок». И старательно проигрывает, чтобы ребенок мог купить себе на базаре кружку молока.
Удивительно даже не то, что Лидия Михайловна не пожалела денег для Володи. Когда сотрудники школы узнали, что их коллега играет в азартные игры с учеником, она не оправдывается. Берёт всю вину на себя и уезжает из города с позором, попросив не наказывать мальчика. Принимая участие в судьбе ребенка, учительница пожертвовала большим, чем несколько рублей. Она не побоялась потерять доброе имя и положение в обществе. Ради другого человека — мальчика Володи.
Фильм Евгения Ташкова, как и рассказ Валентина Распутина, называется «Уроки французского». Но в нем скрыты иные уроки — милосердия, самоотверженности, любви.
Вера Васильева и Владимир Ушаков
В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и решительной колхозной бригадирши играла молодая, но уже известная актриса Московского академического Театра сатиры Вера Васильева. Её партнёром по фильму стал Максим Егоров. По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл. На съёмочной площадке Владимир выплёскивал собственные чувства. Ведь он всем сердцем полюбил Веру.
Васильева ничего тогда об этом не знала. Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Но... получил отказ. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. «Три года он ухаживал за мной, а я на его ухаживания не отвечала», — вспоминала Васильева. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала. Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова!».
Свадьба была очень скромной. «Без приданого», — шутил Ушаков. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж.
Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа. Всегда любила. Просто долгое время сама об этом не догадывалась.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили в браке 56 лет. «У нас была настоящая крепкая любящая семья», — вспоминала Вера Кузьминична. Когда в 2011 году Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, она продолжала жить так, словно он по-прежнему рядом. Каждый вечер вслух рассказывала мужу о том, как прошёл её день. «Наша с ним любовь на этом свете не закончилась», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.
28 апреля. О духовном смысле праздника Вербного воскресенья
Сегодня 28 апреля. Вербное воскресенье.
О духовном смысле праздника, — епископ Черняховский и Славский Николай.