
Жил-был на свете бедный и добрый дровосек по имени Аракан.
Пошёл однажды Аракан в лес, снял свой бешмет — стёганый кафтан, положил его под деревом, и принялся топором махать. Нарубил дров, собрался домой идти, а из бешмета выпал лесной котёнок. Малыш забрался в рукав и заснул там в тепле.
Жалко стало Аракану котёнка: принёс он его домой и стал делить с ним свою скудную еду. Назвал он котёнка Муракан — очень уж тот мурчал громко.
Однажды к Аракану заглянул его приятель Саракан, который ездил по округе и торговал одеждой, сшитой сельскими портными. А дровосеку и угостить товарища нечем, дома — хоть шаром покати.
— Возьми с собой город моего кота, — попросил Аракан друга. — Не могу смотреть, как он зимой от голода мучается. Кот тебе удачу принесёт. Я, как только Муракана увидел, сразу понял, что он —предвестник счастья.
— Что-то я не заметил, чтобы этот кот осчастливил своего хозяина, — проворчал Саракан.
— Значит, время ещё не пришло, — убеждённо сказал Аракан. — Маленьких друзей не бывает, а кот Муракан верный друг.
— Ладно, так и быть, возьму на время твоего кота, — согласился Саракан.
Прибыли они в большой город. Саракан сложил в гостинице свой товар, оставил кота, сам пошёл искать покупателей.
До вечера ходи он по городу, и вдруг слышит: поднялся на улицах небывалый шум и крик. Оказывается, на город напали полчища крыс, которые грызут всё, что встречается у них на пути.
—О, ужас! — вскричал Саракан.— А ведь я оставил в гостинице свой товар. Если его погрызут крысы, мне до конца дней не расплатится с портными!
Побежал Саракан со всех ног в гостиницу, и видит повсюду стаи крыс, которые пожирают в торговых лавках припасы и одежду, ничего не оставляют.
Добрался Саракан до гостиницы, распахнул дверь… И что же? Лежит его товар целёхонек, а рядом задушенные крысы валяются. Это лесной кот Муракан всех крыс в гостинице перевёл, выбежал на улицу и там начал с ними сражаться. Всех крыс за ночь извёл храбрый Муракан, а те, что уцелели, сами из города убежали.
Утром в гостиницу к Саракану стали приходить благодарные жители с подарками. Некоторые просили хотя бы на день отпустить к ним Муракана, чтобы он на всякий случай проверил их кладовые и подвалы, и хорошо платили хозяину на службу кота.
Вернувшись домой, Саракан поделился с Араканом щедрыми дарами, которые заработал Муракан, вернул кота и сказал:
— Ты был прав: маленьких друзей не бывает. А это тебе награда за твою доброту.
(по мотивам лакской народной сказки)
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема