Деян., 3 зач., II, 1-11.
1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, 10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, 11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
В сегодняшнем чтении мы слышим исполнение тех слов, которые прежде своих страданий, обращал к ученикам Спаситель. Он говорил о том, что после Его ухода Отец пошлет им иного Утешителя, Духа Святого, Который будет учить их всему, и будет свидетельствовать о Нем. Сегодня Церковь вспоминает именно это событие.
Евангелист Лука, автор книги Деяний, описывает его очень кратко, но при этом начинает с двух важных деталей. Он говорит, что сошествие Духа произошло в день Пятидесятницы. Важно помнить, что в ветхозаветные времена в этот день иудеи вспоминали получение их праотцами закона на горе Синай. Воспринимая его через призму Евангелия, мы нередко видим в этом законе иго, под которым жил народ иудейский. Однако, если мы посмотрим на него в другой перспективе все будет выглядеть иначе. Потомки Авраама, Исаака и Иакова много лет прожившие в египетской языческой культуре, стали воспринимать ее практически как свою собственную, в вере, в нравственности, во всем, в то время как Бог готовил для них совершенно другой путь. Откровение, которое единого личного Бога, которое было дано Авраама, конечно, не соответствовало их состоянию, ни физическому, ни тем более духовному рабству. Получая закон — они, конечно, получали ограничения, но вместе с этим они учились себя контролировать. Ведь свободен не тот, кто делает все, что захочет, а тот, кто может обуздать в себе разгул самых противоречивых желаний, кто может ощутить, что есть ценности более высокие, чем собственные страсти. Конечно, бывшие рабы не могли стать сразу совершенными, но по крайней мере научались тому, что значит исполнение заповедей и даже полюбили их.
Но вот, наконец, пришел Мессия! Пришел не для того, чтобы нарушить закон, но для того чтобы исполнить. Правда не всем Его исполнение нравится, ведь видимым образом Он исправляет Моисея, а субботой вообще как кажется пренебрегает. Многие не понимают, как возможно совместить утверждение о том, что ты почитаешь закон, с тем, чтобы видимым образом регулярно его нарушать. Однако ученикам открыто, что метод прост: в основе закона должно лежать не формальное требование, а любовь.
Именно поэтому Лука пишет, что собравшиеся ученики не просто были вместе, но были единодушны, то есть стремились пребывать в любви друг ко другу. И на это их стремление Бог отвечает новым даром: подает им Утешителя и Духа Истины. Сегодняшний праздник совпадает с ветхозаветной Пятидесятницей не случайно. Дух открывает нам новый закон и это закон свободы. Свободы не от правил и заповедей, но от страстей, свободы поступать по заповедям, главной их которых является любовь. Именно там, в той комнате, при сошествии на учеников огненных языков, рождается Церковь. Рождается как сообщество, с которого начинается исполнение замысла Божьего о мире. Сообщество, в котором благодатью Духа Святого мы учимся жить и действовать сообразно Его воле.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.