
Монастырь святой Екатерины на Синае — одна из древнейших монашеских обителей в мире. Первые подвижники поселились здесь еще в 4-ом веке. Со временем в монастыре святой Екатерины появились значимые православные святыни. Одна из них икона под названием Пантократор — то есть Вседержитель. На ней (иконе) изображён Иисус Христос в царских одеждах. Потому и назван образ — «Вседержитель». Образ выполнен в технике энкаустики — художник перед нанесением смешал краски с горячим воском. Из-за этого изображение имеет яркие фактурные оттенки. Но не только этим славится Синайский Пантократор. Христос на иконе изображён с разными по форме глазами и половинами лица. Так иконописец хотел показать, что во Христе таинственным образом соединились две природы — Божественная и человеческая. Православная Церковь на протяжении веков исповедует веру в то, что Спаситель — Сын Божий, пришедший в мир и принявший человеческое естество от Девы Марии. Это учение имеет важнейшую ценность. Ведь если Христос не является Богом, то Его искупительный подвиг ничего не значит. Если же Он не истинный человек, то Его искупительные страдания на кресте были иллюзорными. Учение о Богочеловечестве Христа было закреплено не только в церковных документах или творениях богословов, но и в церковных песнопениях. В особенности выделяются в этом смысле догматики — вероучительные песнопения, составленные святым Иоанном Дамаскиным. О содержании догматика шестого гласа рассказывает священник Антоний Борисов.
Давайте для начала послушаем текст догматика в русском переводе:
«Кто не прославит Тебя, Всесвятая Дева? / Кто не воспоет девственного рождения от Тебя? / Ибо вне времени воссиявший от Отца Сын Единородный, / Он Самый произошел от Тебя, Чистой, неизъяснимо воплотившись. / Он — Бог по естеству, / и ради нас по естеству став человеком, / не разделяется на два лица, / но познается в двух неслиянных естествах. / Моли Его, Святая, Всеблаженная, / о помиловании душ наших».
Святой Иоанн Дамаскин вложил в текст догматика всё учение о Богочеловечестве Христа. Он указывает, что Иисус не просто человек, Он — принявший человечество Сын Божий. Как Бог Христос вечен. Он был, есть и будет всегда, но по Своей любви к людям Он стал человеком, пришёл на землю в определённый момент истории. Христос родился 2 тысячи лет назад от Девы Марии, оставшейся после Его рождения Девой.
Все догматики (а их всего восемь) исполняются поочередно на вечернем богослужении накануне воскресенья. Каждый догматик поется в соответствии с имеющимся порядком (уставом) в определенную субботу. Пением догматика Церковь демонстрирует веру в Богочеловеческую природу Иисуса Христа, призывает прихожан верить, что Спаситель — Сын Божий, нашего ради избавления ставший человеком. Послушаем догматик шестого гласа в исполнении хора Киевских Духовных Академии и Семинарии.
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема