Православные христиане почитают древних западных святых. Ведь они жили в эпоху, когда христианские запад и восток были едины. Среди сонма святых, живших до великого церковного раскола на территории современной Западной Европы, — Амвросий Медиоланский. Он жил в четвертом веке в Милане или Медиолане, как город назывался в те времена. Амвросий первоначально не был не то что священнослужителем, но даже христианином. Его избрали в епископы по знамению свыше. Амвросий к моменту поставления в священнослужители являлся государственным чиновником и однажды шел мимо толпы христиан, обсуждавших — кто будет новым епископом Медиолана (предыдущий к тому времени скончался). Спор был шумным. Амвросий заинтересовался — что там решили христиане? И тут раздался громкий детский голос, который услышали все: «Амвросия в епископы!» Но никакого ребенка рядом не было. И все поняли, что об избрании Амвросия провозгласил ангел — посланник Божий. Амвросий сначала отказывался от епископства, но в итоге согласился. Служение святого Амвросия привело к тому, что в Милане местная церковная община окрепла и расширилась. Прославился Амвросий Медиоланский и как поэт. Об одном из самых известных его произведений — гимне «Тебя, Бога, хвалим» — рассказывает священник Антоний Борисов.
Перу святого Амвросия приписывается около двадцати церковных песнопений. Наиболее известен гимн «Тебя, Бога, хвалим». Несмотря на то, что некоторые историки отрицают авторство святителя, церковное предание с древних времен настаивает, что именно Амвросий составил это проникновенное произведение. Послушаем его строки в русском переводе:
«Тебя, Бога, хвалим, Тебя, Господа, исповедуем. Тебя, Отца вечного, Вся земля величает. К Тебе все ангелы, к Тебе небеса и все силы, к Тебе херувимы и серафимы непрестанно взывают: Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф, полны небеса и земля величия славы Твоей».
Слова гимна не только прославляют Бога, но раскрывают основы христианского вероучения — то, что Спаситель — одновременно Сын Божий и человек: «Ты — Царь славы, Христе, Ты — Отца присносущный Сын, Ты, ко избавлению приемля человека, не возгнушался лоном Девы, Ты, одолев жало смерти, отверз верующим Царство небесное, Ты одесную Бога восседаешь во славе Отчей».
В Русской Церкви гимн «Тебя, Бога, хвалим» наиболее известен в обработке композитора Дмитрия Бортнянского. Это произведение завершает последование благодарственных молебнов, после литургии в воскресенье Торжества Православия, в конце новогоднего молебна. Кроме того оно часто используется на праздничных концертах духовной музыки. Послушаем молитвословие в исполнении объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московских Духовных школ.
Бесплодная смоковница
В Великий понедельник на богослужении читается отрывок из Евангелия о бесплодной смоковнице.
Это случилось утром, в Великий Понедельник. Христос с учениками направлялся в Иерусалим. По дороге он увидел смоковницу, так раньше называли фиговое дерево, инжир. Иисус попытался найти среди листьев плоды, но когда ничего не обнаружил, то сказал дереву: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». И смоковница тотчас засохла.
Апостолы удивились чуду. Тогда Иисус ответил ученикам: «если будете иметь веру и не усомнитесь,.. если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите».
В то время глубокий разговор обычно вёлся на языке притч, иносказаний. История со смоковницей — это тоже своего рода притча. Евангелист Марк особо отмечает — в это время года инжир не плодоносил, было слишком рано, поэтому очевидно, что Христос не в буквальном смысле ждал от дерева плодов. Что же символизирует эта история, помимо сказанного прямо — что истинная вера способна творить чудеса?
Есть ещё одна притча о смоковнице, Христос рассказывал её ученикам примерно за полгода до Своей последней Пасхи.
«Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу; и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю: «вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее: на что она землю занимает?» Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее... : не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее».
Это иносказание было вполне понятно современникам Иисуса. С ветхозаветных времён символы Израиля — виноград и смоковница. Очевидно, что хозяин виноградника — Бог-Отец, виноградарь — Сын Божий. Богоизбранному народу было дано откровение о приходе Спасителя. Три года как сбылись пророчества и к народу Израиля вышел с проповедью долгожданный Мессия. Но люди ждали избавления от власти язычников, Рима, а не избавления от власти греха. Большинство не узнало и не приняло Христа, его проповедь о покаянии и спасении. Плод от смоковницы так и не вызрел.
На пороге крестных страданий, Спаситель каждый день оплакивал судьбу Израиля. Но люди сами вольны делать свой выбор. Христос на примере иссохшей смоковницы показал, к чему этот выбор может привести. Этот случай называют «проклятием смоковницы», но в этом проклятии не было злости, ярости. Господь стремился предотвратить надвигающуюся трагедию.
Но история бесплодной смоковницы — не только пророчество о судьбах Израиля. Сын Божий обращается ко всем нам: а где плоды вашей веры? Что скрывается за словами о любви к ближнему, о деятельном раскаянии, об исправлении своей жизни? Ведь теперь вся Церковь Христова, все мы — это то древо, которое пестует Господь.
Все выпуски программы Встречаем Пасху
29 апреля. О вере и молитве
В 21-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите».
О вере и молитве, — священник Максим Пустовый.
29 апреля. О богослужениях недели
Сегодня 29 апреля. Начало страстной седмицы.
О богослужениях недели, — протоиерей Андрей Ефанов.